1978
1k
Biblio_2007
biblioteka-readers-300
center
f01a
fasad
Fasad2
fasad_0_m
fasad_2
gl_korp
headerpics_pic1_21042008152614
image_preview
lib-winter-300
lib2
lib4
library_2
new_pa1
self
splash_library
spring_web
tn_f44-a
top1b
zd00
zdan8a1
24 | 09 | 2017

Новые нормативы по размещению библиотек

  • «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» − утверждены распоряжением МК РФ от 29 апреля 2016 №  Р-547; ДОКУМЕНТ ОТМЕНЕН распоряжением МК РФ от 27 июля 2016, № Р-948)
  • «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» − утверждены распоряжением МК РФ от 27 июля 2016 г., № Р-948. ДЕЙСТВУЮЩИЙ ДОКУМЕНТ.
  • Проект распоряжения Правительства РФ «Об утверждении изменений, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, рекомендованные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р по разделу «культура» (проект разработан   МК РФ, разослан в регионы 1 октября 2016 г.).

На все варианты нормативов специалисты НМО РНБ, опираясь на региональные данные и отзывы библиотек – методических центров, подготовили и направили в МК РФ предложения и заключения. Наибольший резонанс в профессиональном сообществе вызвал проект изменения правительственных нормативов. Предложения по их корректировке были направлены в МК РФ от РНБ и РБА, отражены в резолюции Ежегодного совещания руководителей региональных и федеральных библиотек (Москва, 18 – 19 октября 2016), обсуждались на встрече генерального директора РНБ А.И. Вислого с руководителями областных библиотек (Санкт-Петербург, 2 декабря 2016).  

Сравнивая утвержденные правительственные нормативы по обеспеченности населения библиотеками с теми, которые предлагались на стадии проекта, можно сказать, что усилия библиотечного сообщества были не напрасны, отдельные предложения в той или иной мере были учтены:

- на уровне субъекта РФ нормативы допускают наличие юношеской библиотеки: «при наличии специализированных фондов для юношеской библиотеки на территории субъекта Российской Федерации могут создаваться юношеские библиотеки»;

- на уровне городского округа: 1) снижен норматив по общедоступным библиотекам – 1 на 20 тыс. человек (в проекте – 1   на 25 тыс.); 2) для городского округа менее 20 тыс. человек к расчету принимается 1 сетевая единица на 10 тыс. человек (в проекте норматив отсутствовал); 3) для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. человек (в проекте – отсутствовал); 4) снижен норматив по детским библиотекам – 1 на 10 тыс. детей (в проекте – 1 на 15 тыс. детей)

- на уровне городского поселения: 1) снижен норматив по общедоступным библиотекам с детским отделением –1 библиотека с детским отделением на 10 тыс. человек (в проекте – 1 на 15 тыс. чел.); 2) если городское поселение менее 5 тыс. человек, к расчету принимается 1 библиотека на 3 тыс. жителей (в проекте - отсутствовал).

Ряд нормативов, заложенных в проекте, сохранены без изменений в утвержденных правительственных нормативах, они ухудшают ситуацию с обслуживанием населения, так как ведут к сокращению библиотечной сети в сравнении с нормативами, действовавшими до 26 января 2017 года. Так, «сельский филиал общедоступной библиотеки может обслуживать как один, так и несколько населенных пунктов, население которых по совокупности составляет 1 тыс. человек» (предложение РБА и РНБ – 500 человек). Кроме того, в городском поселении не предполагается наличие самостоятельной детской библиотеки (предложение РБА и РНБ – 1 детская библиотека на 4-5 тыс. детей).

Новые социальные нормативы по обеспеченности населения библиотеками могут привести к закрытию сельских библиотек, находящихся за пределами административного центра сельского поселения; к реорганизации самостоятельных детских библиотек в структурные подразделения общедоступных библиотек. Детские библиотеки останутся только в крупных административно-территориальных единицах – на уровне субъекта РФ, городского округа и муниципального района.

Важно отметить введение нового социального норматива, который дан в одном ряду с библиотеками-сетевыми единицами. Это «точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам». Норматив «привязан» к административно-территориальным уровням субъекта РФ. Так, на уровне самого субъекта РФ предусмотрены две точки доступа (при трех библиотеках в субъекте с населением в административном центре от 150 тыс. человек), на уровне городского округа – две, на уровнях муниципального района, городского поселения и сельского поселения – по одной на каждом. Из этого следует, что не каждая библиотека в соответствии с нормативами, должна иметь «точку доступа» к полнотекстовым информационным ресурсам. Утвержденный норматив не в полной мере соответствует задаче, поставленной Правительством РФ по итогам заседания 9 ноября 2016 года: рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации завершить до 2019 года реализацию мероприятий по подключению 100% библиотек к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью обеспечения доступа пользователей библиотек к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека».

Уважаемые коллеги!

Обращаем ваше внимание, что принятые правительством изменения, по сути дела, вводят новые социальные нормативы по обеспеченности населения библиотеками. НМО РНБ считает важным оперативно провести мониторинг возможных последствий применения этих нормативов во всех субъектах РФ с целью их апробации и разработки предложений для МК РФ к Плану по перспективному развитию общедоступных библиотек страны в соответствии с решениями Правительства РФ по итогам обсуждения вопроса о состоянии библиотек в Российской Федерации (протокол заседания Правительства РФ от 09 ноября 2016 г. № 36, п. 3).

Ваши соображения направляйте С. А. Басову и М. Б. Аврамовой: basov@nlr.ru; avramova@nlr.ru