1978
1k
Biblio_2007
biblioteka-readers-300
center
f01a
fasad
Fasad2
fasad_0_m
fasad_2
gl_korp
headerpics_pic1_21042008152614
image_preview
lib-winter-300
lib2
lib4
library_2
new_pa1
self
splash_library
spring_web
tn_f44-a
top1b
zd00
zdan8a1
12 | 12 | 2017

Трансформация государственных библиотек субъекта Российской Федерации: обретения и потери

18 мая 2016 г. на XXI Ежегодной конференции РБА в Калининграде состоялось заседание, пресвященное проблемам трансформации государственных библиотек субъектов Российской Федерации. Заседание своей темой объединило пять секций: центральных библиотек субъектов Российской федерации, по библиотечной политике и законодательству, по библиотечному менеджменту и маркетингу, по научно-исследовательской работе, библиотечных обществ и ассоциаций. На весьма непростой разговор пришли директора и специалисты центральных региональных библиотек (универсальных научных, детских, юношеских, для слепых и слабовидящих), руководители и сотрудники федеральных библиотек, библиотековеды и многие др.– всего около 100 человек.

В докладах и выступлениях представителей федеральных методических центров была дана общая картина развития системы библиотечного обслуживания в стране, свое видение происходящих с изменений. В той или иной степени, но практически в каждом выступлении присутствовала оценка «Методических рекомендаций субъектам РФ и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» (утверждены распоряжением Минкультуры России 29.04.2016 Р-547, далее – Методические рекомендации). В докладе заведующей сектором научно-методического отдела Российской национальной библиотеки М.Б. Аврамовой «Трансформации организационно-правовой модели универсальной научной библиотеки субъекта РФ» были раскрыты механизмы и процессы реструктуризация государственных библиотек субъектов РФ в 2011-2015 гг., многообразие организационно-правовых моделей УНБ, влияние нормативно-правового регулирования на развитие сети библиотек.

Директор Российской государственной библиотеки для молодежи И.Б. Михнова рассказала о развитии системы библиотечного обслуживания молодежи в стране, которая, по ее мнению, ориентирована не на специализированную библиотечную сеть, а на все общедоступные библиотеки. Она положительно оценила, что в Методических рекомендациях библиотеки для молодежи прослеживаются на муниципальном и региональном уровнях, в качестве одной из моделей центральной библиотеки субъекта Федерации рекомендована молодежная библиотека с детским отделением.

Несколько иной взгляд на развитие библиотечной ситуации в контексте Методических рекомендаций высказала заместитель директора по науке и издательской деятельности Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) О.П. Мезенцева. Она отметила, что нормативы, заложенные в Методических рекомендациях, «необоснованно ущемляют детей в праве на обслуживание в специализированных библиотеках». При слияние детских библиотек с юношескими – всегда страдает какая-либо категория читателей, ухудшается материально-техническая база совокупной библиотеки и условия обслуживания. Необходимо «вернуть специализированные детские библиотеки на всех уровнях административного управления», чтобы не потерять уникальную сеть, которая формировалась на протяжении более 100 лет и успешно себя зарекомендовала. Важно сохранить опорные детские библиотеки в субъектах Федерации – именно они являются кураторами многих проектов, направленных на формирование благоприятной среды для развития личности ребенка.

О трансформации системы библиотечного обслуживания инвалидов рассказал директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Ю. Ю. Лесневский. Он высказал ряд соображений, в которых обозначил минусы «гибридизации» библиотек, в частности присоединения специальных библиотек к универсальным научным библиотекам (УНБ), а именно: специальные библиотеки «отнимут» бюджетные средства от УНБ на комплектование дорогих фондов и специальных технических средств для незрячих и слабовидящих; механизм формирования фондов доступных форматов очень специфичен («не успели попасть в торги – фонды ушли»), поэтому несамостоятельные специальные библиотеки лишаются маневренности при комплектовании фондов; в УНБ ограничен ресурс продвижения специалистов на повышение квалификации, в результате у сотрудников специальных библиотек, вошедших в состав УНБ, ограничены возможности для поездок на конференции и других форм профессионального роста.

Практика присоединения именно специальных библиотек для незрячих и слабовидящих к УНБ наиболее распространена в настоящее время, потому именно этот подход вызвал острую дискуссию на заседании. Категорически против подобной практики высказались заместитель директора Государственной библиотеки для незрячих и слабовидящих Санкт-Петербурга Т.Н. Серова, директор Областной специальной библиотеки для слепых им. Н. Островского Калужской области М.П. Коновалова и другие. В тоже время, признавая важность сохранения в регионе самостоятельной библиотеки для незрячих и слабовидящих как регионального методического и ресурсного центра по своему профилю деятельности, многие специалисты считают, что в УНБ и во всех общедоступных библиотеках должны быть созданы необходимые условия для обслуживания инвалидов.

Поскольку главной формой оптимизации сети государственных библиотек субъектов РФ стала имплантация библиотек в структуру УНБ, то многие выступления были посвящены именно этому вопросу. Участники узнали о разном отношении учредителей к реорганизации региональных библиотек. Выступили директора универсальных научных библиотек Калининградской, Новосибирской, Самарской, Сахалинской и Челябинской областей, где успешно действуют разные сетевые модели государственных библиотек. О минусах в управлении объединенной библиотекой рассказала А.Д. Муратова, директор Национальной библиотеки Республики Башкортостан. По походу разговора стало абсолютно ясно, что трансформации УНБ неизбежны, но они не должны происходить путем «простого» слияния государственных библиотек на основе решения органа власти. Необходима предварительная проработка вопроса с профессиональным сообществом, учет исторических и региональных особенностей, материально-технической базы, кадровых ресурсов.

Наиболее актуальные задачи, сформулированные в процессе обсуждения:

- необходима общественно-профессиональная оценка «Методических рекомендаций субъектам РФ и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры», утвержденных распоряжением Минкультуры (без предварительного рассмотрения библиотечной общественностью);  

- разработка стратегии оптимизации государственных и муниципальных библиотек (сейчас она осуществляется бессистемно, без должного обоснования; отсутствуют четкие представления, какая система библиотечного обслуживания формируется в стране; за отдельными приемами оптимизации не просматривается главная цель – обеспечение доступности и качества библиотечных услуг для всех граждан);

- восстановление целостности сети государственных и муниципальных общедоступных библиотек, рецентрализация муниципальных библиотечных систем и передача библиотек из структуры культурно-досуговых учреждений в библиотечные сети (на основе перераспределения полномочий по библиотечному обслуживанию в соответствии с ФЗ-136).    

- управленческие отношения в системе «учредитель−дирекция библиотеки−общественная организация» не могут сводиться только к «воле учредителя»; необходима разработка механизмов делегирования части полномочий на уровень общественно-профессиональных организаций (в соответствии с Основами государственной культурной политики)

Участники заседания считают необходимым создать рабочую группу РБА по подготовке Ежегодного директорского совещания совместно с Министерством культуры (2016 г., Москва); предлагают посвятить это совещание вопросам трансформации сети государственных и муниципальных библиотек Российской федерации.