1978
1k
Biblio_2007
biblioteka-readers-300
center
f01a
fasad
Fasad2
fasad_0_m
fasad_2
gl_korp
headerpics_pic1_21042008152614
image_preview
lib-winter-300
lib2
lib4
library_2
new_pa1
self
splash_library
spring_web
tn_f44-a
top1b
zd00
zdan8a1
24 | 09 | 2017

Динамика организации обслуживания пользователей в ЦБ субъектов РФ (аналитический обзор) / Коломейчук Е. М.

2011 год для многих ЦБ субъектов РФ стал первым годом, когда обслуживание пользователей выполнялось как государственное задание. Формулировки государственного задания были выбраны разные. Приведем некоторые примеры из документов тех библиотек, где обслуживание пользователей осуществлялось в формате государственной услуги.

 

Предметом Соглашения определена интегральная услуга -  библиотечное обслуживание населения.

Объем оказываемой государственной услуги (количество посещений) выполнен на 107,0% по отношению к плану.

Показатели качества оказываемой государственной услуги выполнены в большей части.

В отчетном году «Качество услуг в области культуры и искусства» оценивалось независимыми экспертами в ходе опроса пользователей и специалистов библиотеки. Заключение независимых экспертов представлено на сайте библиотеки.

Итоговая бальная оценка по индикаторам качества «Услуг по организации библиотечного обслуживания граждан, в том числе по обеспечению сохранности редких и особо ценных документов» составила 104,6.

ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека

им. Ф.И. Тютчева». Анализ деятельности  за 2011 г.

Согласно достигнутым показателям государственное задание было выполнено библиотекой в полном объеме.

Государственная услуга

«Осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки»

 

Наименование
показателя

Единица
измерения

2011 год

1. Количество зарегистрированных пользователей

человек

60304

2. Количество посещений в расчетном году

человек

303667

3. Количество обращений удаленных пользователей к информационным ресурсам библиотеки в расчетном году

человек

220834

4. Количество документов, выданных из фонда библиотеки

документ

2251725

5. Количество выполненных справок и консультаций посетителям библиотеки

справка, консультация

116858

Отчет о деятельности Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова в 2011 году.

Деятельность бюджетного учреждения культуры Омской области «Омская государственная областная научная библиотека имени
А. С. Пушкина» в 2011 году осуществлялась в соответствии с государственным заданием на предоставление государственной услуги «Библиотечное обслуживание населения», утвержденным распоряжением Министерства культуры Омской области № 633-рм от 30 декабря 2010 года

В рамках реализации государственного задания осуществлялась работа по следующим важным направлениям деятельности: формированию фондов и информационных ресурсов, обеспечению их эффективного использования и сохранности, наращиванию электронного контента собственной генерации и обеспечению доступа к нему удаленным пользователям. Реализовались информационно-образовательные и культурно-просветительские проекты Библиотеки

Отчет о деятельности бюджетного учреждения культуры Омской области «Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина» в 2011 году.

* * *

Выстраивая организацию обслуживания пользователей, в ЦБ субъектов РФ прежде всего ориентируются на результат и качество. Эта характеристика библиотечной деятельности декларируется, на нее, прежде всего, ориентируются в оценке деятельности.

В некоторых библиотеках опираются на методы управления качеством. Управление качеством нацелено на высокий уровень обслуживания, что особенно необходимо с развитием рынка информации и появлением у библиотеки множества конкурентов. Качество зачастую определяется как удовлетворенность клиента. Именно такое содержание понятия качества признают важным.

Такая позиция объяснима. В современных условиях библиотека может выстоять лишь тогда, когда она будет гарантировать качество и стабильность обслуживания пользователей. Эта позиция уже активно внедряется в практику организации обслуживания: качество, оперативность обслуживания признаны особенно важными и как направление анализа деятельности и как сфера ее оценки.

Общей тенденцией можно считать активное приобретение умения приспосабливаться к условиям рынка информационных услуг и продуктов. При организации обслуживания пользователей в центре внимания успешное решение ключевых вопросов формирования привлекательной библиотечной среды: насколько имеющееся оборудование и автоматизированные системы соответствуют запросам пользователей? приемлем ли репертуар предоставляемых документов? привлекательна ли библиотека для посещения?

Внедрение в практику обслуживания критериев оценки качества услуг и других видов данного направления библиотечной деятельности создает ситуация приобретения статуса государственной услуги.

Формат осуществления одного из ведущих направлений деятельности изменился. Но как можно заметить, обслуживание пользователей было направлено на то, чтобы поддержать позиции библиотеки как общественного института, адекватно определить и ее место в системе общественных отношений. Традиционно работа организовывается по основным видам деятельности: библиотечно-библиографическое, справочно-информационное и культурно-просветительское обслуживание пользователей. Просматривается основная цель – создать все условия для удовлетворения разнообразных потребностей населения региона. Такое развитие ЦБ субъектов РФ обеспечивается наращиванием библиотечного потенциала и всемерным повышением уровня его использования. Библиотечный потенциал и тактика обслуживания пользователей приобретают новые качества в условиях изменяющейся среды за счет  освоения разнообразных новшеств. Внедрение IT-технологий создает основы для осуществления обслуживания в соответствии с запросами пользователей. Прежде всего – путем расширения доступа к удаленным ресурсам.

Современными реалиями предъявлен целый комплекс требований к деятельности ЦБ. Едва ли не важнейшей является гибкость, приспособленность к динамике условий деятельности. Вот как это проявлялось в деятельности библиотек.

* * *

Обслуживание проводилось с учетом  принципа дифференцированного подхода  и читательского спроса.

Традиционно представлены  следующие направления:

-         информационное обеспечение  научной деятельности,

-         информационное обеспечение образовательной и    профессиональной деятельности,

-         просвещение населения,

-         организация досуга.

Информационно-библиографическое обслуживание пользователей было направлено на  удовлетворение информационных запросов пользователей, продвижение книги и знаний, рекламу библиотеки.

ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека

им. Ф.И. Тютчева». Анализ деятельности  за 2011 г.

* * *

Популярными являются решения, направленные на то, чтобы в самых разных ракурсах отслеживать колебания спроса пользователей и соотносить спрос на услуги и продукты библиотечной деятельности с ее ресурсами.

* * *

На сегодняшний день библиотека выполняет одну из главных задач

стратегического направления маркетинговой деятельности – это создание и

поддержание позитивного (дружелюбного)  имиджа библиотеки,  ибо высокая репутация в глазах общественности является одним из основных условий успеха в борьбе за пользователей. Качество работы над образом библиотеки зависит не только от сотрудников ОМРиМР, но и от деятельности коллектива в целом,  руководства библиотеки,  которые целенаправленно,  систематически формируют имидж на основе имеющихся ресурсов.

Изучение и совершенствование качества услуг является одной из основных задач работы библиотеки.  Библиотека рассматривается как

организация, функцией которой является предоставление качественных услуг

пользователям.  Качество оценивается в понятиях эффективности путем

определения уровня соответствия услуг их задачам.

С целью изучения и совершенствования качества услуг библиотека

продолжает использовать форму обратной связи с пользователями:  записи в

«Книге отзывов» и альбоме «Что можно улучшить в хорошей библиотеке?».

Отчет о деятельности государственной библиотеки Югры за 2011 год.

В целях реализации государственного задания деятельность библиотеки была ориентирована на повышение качества предоставляемых услуг; содействие реализации права человека на приобщение к ценностям культуры и науки, свободный поиск и получение информации, создание условий для развития личности, образования и самообразования, культурной деятельности и досуга; обеспечение эффективности использования бюджетных средств.

Отчет ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

за 2011 год о выполнении государственного задания по государственной услуге «Организации библиотечного обслуживания».

Библиотечно-информационное обслуживание является ведущей функцией современной библиотеки, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния. Библиотечно-информационное обслуживание пользователей осуществляют 16 структурных подразделений библиотеки.

В целях качественного обслуживания пользователей в 2011 году была проведена реструктуризации библиотеки.

Содержание отчета Государственного казенного учреждения Курганская областная универсальная научная библиотеки им. А.К. Югова за 2011 год.

Анализ работы библиотеки показывает усиление тенденций оттока читателей, что обусловлено развитием современных информационных технологий, Интернет. На современном этапе оправдывает себя программно-целевое развитие библиотеки, отдельных направлений деятельности, что стало реальным, благодаря высокой квалификации специалистов библиотеки.

Отчет национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) за 2011 год.

Главной целью ГБУК СахОУНБ в 2011 году являлось эффективное и рациональное использование накопленного ресурсного потенциала, направленное на  улучшение качества оказываемых населению библиотечно-информационных услуг и развитие открытого самостоятельного доступа пользователей библиотеки к актуальной и достоверной информации.

Отчёт государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» за 2011 год.

* * *

ЦБ субъектов РФ выстраивают обслуживание пользователей таким образом, чтобы обеспечить получение навыков и знаний с учетом предпочтений и выбора пользовательской аудитории. Такой подход согласуется со стратегией интеллектуализации общества. Данная стратегия направлена на поиск и реализацию новых эффективных форм общественного развития.

* * *

Имея огромный информационный потенциал, наше учреждение успешно выполняет образовательную функцию. В последние несколько лет реализуется образовательный проект «Учиться нужно всегда», в который включаются все отделы обслуживания.

Центральная региональная библиотека Липецкой области в 2011 году.

Продолжение работы по продвижению чтения,  совершенствованию

условий доступности библиотечных услуг для всех категорий пользователей.

Отчет о деятельности государственной библиотеки Югры за 2011 год.  

«Библиотека – открытое пространство познания, общения, творчества»

Цель: Создание благоприятной среды для получения новых знаний, формирования потребности  в чтении, культурного роста и межличностного общения.

Задача 1. Совершенствование обслуживания пользователей.

Содержание деятельности:

- Унификация обслуживания пользователей во всех структурных подразделениях.

- Внедрение стандартов качества библиотечных услуг.

- Развитие распределенной системы справочно-информационного обслуживания.

Задача 2. Создание комфортной среды в библиотеке.

Содержание деятельности:

- Проведение капитального ремонта здания библиотеки.

- Создание современного дизайна помещений библиотеки, зонирование пространства для отдыха и работы.

- Организация рабочих мест пользователей и персонала в соответствии с требованиями эргономики.

- Модернизация мебели и оборудования.

- Создание системы ориентирования пользователей в библиотеке.

Задача 3. Адаптация пользователей к новой информационной среде и использованию электронных ресурсов и сервисов.

Содержание деятельности:

- Разработка системы обучения пользователей библиотеки навыкам поиска информации в электронной среде.

- Развитие ресурсов, обеспечивающих уверенную навигацию пользователей в информационном пространстве.

Задача 4. Развитие библиотеки как культурного центра.

Содержание деятельности:

- Модернизация актового зала как многофункционального места встреч и общения.

- Развитие эстетического компонента внутренней среды библиотеки.

-  Организация значимых научных, культурных и просветительских мероприятий.

- Продвижение ценностей книги и чтения в обществе.

- Внутренняя среда библиотеки будет организована как пространство для интеллектуального и эстетического обогащения личности, обмена мнениями и идеями,

- Возрастет количество уверенных пользователей ресурсов и услуг библиотеки,

- Дружественность пользователям станет главной идеологией в обслуживании: отношение персонала, «дружелюбие» поисковых интерфейсов, простота и удобство навигации в информационном пространстве библиотеки,

- Библиотека станет комфортным и привлекательным местом для жителей и гостей города.  

Концепция развития Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова (2008 – 2012 гг.).

Культурно-просветительские проекты библиотеки 2011 года были направлены на приобщение населения к отечественному и мировому культурному наследию,  продвижение книги и чтения и повышение общей нравственной и патриотической составляющей в обществе. Особенностью работы в новых условиях, стал поиск новых форм и методов работы, поиск новых партнеров, организация и проведение библиотечных мероприятий на «небиблиотечных» площадках.

Белгородская государственная универсальная научная библиотека в 2011 году [Отчет].

Просветительская миссия библиотеки является важнейшей составляющей социокультурных коммуникаций и имеет свои, динамично развивающиеся и изменяющиеся формы и методы. Наиболее массовой формой работы библиотеки является выставочная деятельность.

Отчет работы Краевого государственного автономного учреждения культуры Государственная универсальная научная библиотека

Красноярского края за 2011 год.

Новый виток в процессе развития библиотеки – это библиотека как источник информации в помощь образованию. Значительная часть ресурсов библиотеки ориентирована на потребности высшей школы и всего образовательного пространстве области. Реализуя образовательную функцию, библиотека активизировала свою работу с учащейся молодежью, которая составляет 34, 5 % от общего числа пользователей.

Содержание отчета Государственного казенного учреждения Курганская областная универсальная научная библиотеки им. А.К. Югова за 2011 год.

Поддержка различных форм социально-культурной деятельности населения, творческое воплощение культурных проектов и программ.

Степень реализации целей и задач.

- растёт востребованность просветительских и культурно - досуговых услуг, увеличилось число посетителей публичных мероприятий.

Отчёт государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» за 2011 год.

* * *

Традиционным направлением в организации обслуживания является содействие пользователям в получении культурных навыков и знаний. Эта работа выстраивается с учетом предпочтений и выбора пользовательской аудитории. Гуманистическая компонента в обслуживании пользователей гармонично сочетается с теми формами обслуживания, которые продиктованы необходимостью активного освоения ITтехнологий.

* * *

6. Продолжение работы по продвижению чтения,  совершенствованию

условий доступности библиотечных услуг для всех категорий пользователей.

Отчет о деятельности государственной библиотеки Югры за 2011 год.

Культурно-просветительские проекты библиотеки 2011 года были направлены на приобщение населения к отечественному и мировому культурному наследию,  продвижение книги и чтения и повышение общей нравственной и патриотической составляющей в обществе. Особенностью работы в новых условиях, стал поиск новых форм и методов работы, поиск новых партнеров, организация и проведение библиотечных мероприятий на «небиблиотечных» площадках.

Белгородская государственная универсальная научная библиотека в 2011 году.

Просветительская миссия библиотеки является важнейшей составляющей социокультурных коммуникаций и имеет свои, динамично развивающиеся и изменяющиеся формы и методы. Наиболее массовой формой работы библиотеки является выставочная деятельность.

Отчет работы Краевого государственного автономного учреждения культуры Государственная универсальная научная библиотека

Красноярского края за 2011 год.

Поддержка различных форм социально-культурной деятельности населения, творческое воплощение культурных проектов и программ.

- растёт востребованность просветительских и культурно - досуговых услуг, увеличилось число посетителей публичных мероприятий.

Отчёт государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» за 2011 год.

* * *

Еще несколько лет назад, когда для крупных библиотек впервые возникла необходимость формировать свою деятельность в условиях глобальной информатизации, складывалось представление, что успех здесь обеспечивает отказ от ряда традиционных функций. Однако на практике данная корректива оказалась неправомерной. Действительно, именно эти «традиционные» функции поддерживают статус библиотеки как центральной универсальной в субъекте Российской Федерации.

Сохранение традиционных функций является вопросом статуса ЦБ субъекта РФ, иначе она перестает существовать. Именно они закреплены библиотечным законодательством (федеральным и территориальным). В то же время процесс приспособления ЦБ субъектов РФ к реалиям электронной среды идет полным ходом.

Огромное разнообразие форм культурно-просветительных мероприятий, которые проводятся в ЦБ субъектов РФ, являются свидетельством активного осуществления библиотеками важнейшей гуманистической функции. По существу, гражданам прививаются навыки социально-культурного общения и потребления.

Востребованность решений  по направлению «обслуживание пользователей» обусловлена актуальностью и особенной значимостью конкретных задач текущей деятельности, и необходимостью определиться с концентрацией ресурсов

Современная ЦБ субъектов РФ стала тем местом, где создаются разнообразные услуги, относящиеся к сферам образования и культурно-просветительской деятельности. Для библиотек все большую роль играют те способы, которыми эти услуги предлагаются.

Требованием сегодняшнего дня является всемерная поддержка эффективности по обслуживанию пользователей. Здесь просматривается тесная взаимосвязь. Эффективность, по определению, является характеристикой социальной значимости библиотеки. В направлении обслуживания пользователей решающими залогом успешного соответствия данной характеристике для современных ЦБ субъектов РФ выступают два аспекта. Эффективность использования библиотечных ресурсов и эффективность удовлетворению запросов пользователей.

Для пользователей наиболее востребованными являются условия предоставления тех информационных ресурсов, которыми располагает библиотека. На практике ведется активная разработка инструментов поиска, совершенствование справочных служб и режимов обслуживания пользователей. Основная цель – удовлетворенность пользователей.

* * *

Увеличивается потребность населения в электронной информации и услугах.

…стремительное развитие и расширение доступности глобальной информационной сети Интернет, постоянное возрастание объемов электронной информации снижают потребность в физическом посещении библиотек и диктуют необходимость внедрения электронных ресурсов и сервисов.

При этом в сети Интернет существует недостаток качественных русскоязычных ресурсов, в том числе краеведческого содержания, а большая часть населения пока не подготовлена к работе в электронной среде. Библиотека получает возможность ответить на существующие потребности в создании недостающих электронных ресурсов, в навигации и обучении современным способам поиска информации.

Концепция развития Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова (2008 – 2012 гг.).

* * *

Тенденцией организации обслуживания является стремление привести в соответствие запросам пользователей материально-техническую базу. Много делается для того, чтобы обеспечить доступность оборудования и средств поиска необходимой пользователям информации.

Множеством решений по организации обслуживания пользователей поддерживается постоянное взаимодействие между библиотекой и обществом. Содержание культурно-просветительной работы с пользователями дает яркие иллюстрации неуклонному развитию внешних связей главных региональных библиотек.

Занять значимое место на территории субъекта РФ, играть собственную заметную роль в социально-культурном развитии территории библиотекам помогает охват своей деятельностью как можно большего количества объектов внешней среды. Реальные и потенциальные потребители информации, информационные, интеллектуальные, образовательные, профессиональные и др. потребности общества, социокультурные, экономические, научно-технические факторы среды – эти объекты внешней среды попадают в сферу организации обслуживания прежде всего. В реальной организации обслуживания активно учитываются даже нюансы поведения данных объектов.

* * *

… в основу   своей деятельности Библиотека ставит информационные и духовные потребности пользователя, т.к. развитие библиотечного дела находится в непосредственной зависимости от процессов, происходящих  в обществе в целом.

Приоритетные направления деятельности. Укрепление позиций библиотеки как социально-значимого института; Работа со специалистами;

Содержание отчета Государственного казенного учреждения Курганская областная универсальная научная библиотеки им. А.К. Югова за 2011 год

Приоритеты развития Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края в 2011 году были определены в соответствии с Основными направлениями стратегии культурной политики Красноярского края на 2009–2020 годы, стратегической целью которых является формирование единого социально-культурного пространства, обеспечивающего продвижение творческих инициатив, как основы устойчивого и динамичного развития края, а также Концепцией развития библиотечного дела в Красноярском крае на 2010-2020 годы.

Отчет работы Краевого государственного автономного учреждения культуры Государственная универсальная научная библиотека

Красноярского края за 2011 год.

* * *

Обеспечение доступа к отечественным и зарубежным библиографическим базам данных и полнотекстовым сетевым ресурсам без преувеличения можно назвать стратегическим направлением в организации обслуживания пользователей. При этом необходимо обеспечить эффективность обслуживания, что зависит не только от наличия информационного продукта самого по себе, но и от качественной ресурсной базы, соответствующей запросам пользователей.

На сегодняшний день отчетливо проявляет свои особенности поведения такая категория пользовательской аудитории как пользователи электронных ресурсов. Организация обслуживания данной категории неотвратимо требует проведения нередко кардинальных преобразований в организации обслуживания. Как правило, требуется создать особую инфраструктуру и ресурсную базу, проводить мониторинг информационного рынка, систематически отслеживать поведение пользовательской аудитории, оценивать качество предоставляемых услуг и ресурсов.

Пользователи электронных ресурсов рассматриваются как особая категория. Это люди, которые обладают навыками, существенно расширяющими их возможности использования ресурсов библиотеки. Вместе с тем, активные пользователи электронных ресурсов не всегда обладают коммуникативными навыками. Необходима помощь именно библиотечного специалиста, который сможет дать консультацию и квалифицированный совет.

Это касается и удаленных пользователей электронными ресурсами. Тренд организации обслуживания – разнообразие векторов работы. Аудитория пользователей современной ЦБ субъекта РФ распадается на несколько групп. Это читатели, которые не расстаются с традициями неспешного посещения библиотеки, чтения для удовольствия. Все более представительной становится группа пользователей электронных ресурсов (генерируемых библиотекой, доступных в Интернет). Набирает темпы роста группа удаленных пользователей. Они не посещают ЦБ субъекта РФ физически, но активно используют предоставляемые библиотекой ресурсы.

Все больше возможностей для организации обслуживания удаленных пользователей открывают средства, специфические для поддержки коммуникаций в электронной среде. В ЦБ субъектов РФ активно используют преимущества организации обслуживания на собственных сайтах. Это касается предоставления доступа к электронным ресурсам. Обслуживание средствами собственных документных фондов осуществляется в формах междубиблиотечного абонемента. Активно развивается система  электронной доставки документов. Тенденцию изменения тех способов, которыми в ЦБ субъектов РФ удовлетворяю потребности пользователей, составляют именно перечисленные черты организации обслуживания пользователей.

* * *

Процессы модернизации в Челябинской областной универсальной научной библиотеке, в первую очередь, связаны с созданием, приобретением и использованием электронных ресурсов, а также обслуживанием удаленных пользователей.

Информация о работе Челябинской областной универсальной научной библиотеки в 2011 году.

Всё более весомой составляющей библиотечно-информационных ресурсов библиотеки становятся сетевые и локальные электронные информационные ресурсы. Всего в 2011 г. библиотека оформила договоры с владельцами на доступ к 6 удалённым, 4 локальным электронным базам данных:

Степень реализации целей и задач

- совершенствуется система ориентирования в информационных ресурсах библиотеки;

Отчёт государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» за 2011 год.

В истекшем году у локальных и удаленных пользователей укрепилась востребованность в получении и использовании электронных ресурсов. Если в 2010 году выдача документов на традиционных носителях из фондов библиотеки составляла 69 % от общей выдачи, а электронных – 31 %, то в 2011 году традиционных документов – 51,8 %, электронных – 48,2 %.

Наряду с научными и универсальными базами данных традиционно востребованными у пользователей остаются правовые базы данных: Гарант, Кодекс (Техэксперт), Консультант Плюс.

Мероприятия по привлечению новых локальных и удаленных пользователей в библиотеку и поддержке устойчивого интереса к ресурсам и услугам. 01.03.2011 г. пользователям библиотеки стала доступна новая электронная услуга – предварительный заказ документов из библиотечного фонда.

На официальном сайте библиотеки активным спросом  пользовалась электронная услуга «Спроси краеведа».

Отчет ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

за 2011 год о выполнении государственного задания по государственной услуге «Организации библиотечного обслуживания».

Задачи на уровне библиотеки

Развитие ресурсов собственной генерации,  совершенствование

корпоративного подхода к формированию окружных ресурсов в целях создания КБС, участие в общероссийских.

Совершенствование информационных ресурсов, обеспечение хранения

и сохранности.

Отчет о деятельности государственной библиотеки Югры за 2011 год.

Задача 2. Создание собственных электронных информационных ресурсов.

Содержание деятельности:

- Наполнение проблемно-ориентированных библиографических баз данных полнотекстовым компонентом.

- Развитие полнотекстовых электронных библиотек.

- Ретроконверсия алфавитного каталога библиотеки.

- Развитие веб-ресурсов.

Концепция развития Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова (2008 – 2012 гг.).

В 2011 году на новом качественном уровне продолжена работа библиотеки как крупнейшего в области регионального краеведческого центра - реализован крупномасштабный краеведческий проект по созданию web-ресурса «Белогорье. Летопись». Информационный ресурс «Белогорье. Летопись», доступный в Интернет. Web-ресурс обеспечивает возможность доступа ко всем краеведческим электронным базам данных библиотек Белгородской области, позволяет полноценно представить Белгородскую область мировому сообществу.

Белгородская государственная универсальная научная библиотека в 2011 году.

Путь привлечения читателей, особенно молодых, – это обеспечение доступа к электронным ресурсам, рост фондов электронных документов, в том числе собственной генерации.

Отчет национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) за 2011 год.

- создана система виртуальных читальных залов с информационными ресурсами нового поколения;

- 50% информационных запросов пользователей выполняется  с помощью электронных информационных ресурсов;

Отчёт государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» за 2011 год.

* * *

Ключ к успеху организации обслуживания пользователей электронными ресурсами – в планомерной работе по обновлению состава ресурсного потенциала, в оперативном отслеживании изменений и актуализации целей. Акцентируются научные, образовательные, просветительские цели, что приводит к пополнению массива электронных документов.

Успех деятельности по организации обслуживания удаленных пользователей во многом зависит от уровня внедрения (от степени освоения на практике работы ITтехнологий). Особенно наглядно это проявляется в организации обслуживания посредством сайтов ЦБ субъектов РФ. Официальные сайты доводят до пользователей сведения общего характера, предназначенные для всей разнообразной аудитории посетителей официального сайта. Это главная информация о библиотеке, о ее подразделениях, описание направлений деятельности библиотеки, новости, анонсы мероприятий.

Официальные сайты ЦБ субъектов РФ непрерывно развиваются. Их содержание обновляется в соответствии с корректировкой целей деятельности (и, конечно, обслуживания пользователей). Появляются новые страницы и сервисы обслуживания пользователей.

* * *

Разработан новый сервис и открыт доступ к аналитическим базам данных виртуального читального зала:

Осуществляется поддержка сервисов «Книговыдача», «Оставить комментарий», «Мой формуляр», «Бронирование изданий из фондов библиотеки online», «Авторизованный доступ», «Виртуальные выставки», «Служба почтовых рассылок», «Электронная доставка документов», «Виртуальная справочная служба». За первое полугодие 33 читателя воспользовались сервисом Электронной доставки документов, выполнено 55 виртуальных справок, забронировано он-лайн 411 документов.

Осуществляется поддержка форума, где создана новая тема «Сводный краеведческий каталог» и размещено 40 сообщений.

В целях дальнейшего развития сайта велась работа по его реконструкции. Разработан новый дизайн проект, включающий такой компонент как мультимедийный путеводитель по библиотеке, который посетило 434 пользователя.

Отчет Национальной библиотеки Удмуртской Республики за 2011 г.

В марте 2011 года создан сектор по работе с сайтами библиотеки. Выросло число виртуальных пользователей (17423). Возникла потребность расширить спектр услуг виртуального обслуживания пользователей. На сайте появились новые сервисы для пользователей: «Электронная доставка документов» и «Онлайн-продление книг». Пока эти услуги маловостребованы. Получено 8 заказов на ЭДД. Необходимость развития такого рода услуг актуальна. «Гостевая книга» и «Виртуальная справка» дают возможность осуществления обратной связи с пользователем, оставить пожелания и предложения по работе сайта и библиотеки, задать вопрос. К сожалению, по-прежнему остается маловостребованной «Виртуальная справка». Всего зафиксировано 29 обращений от пользователей. Следует активизировать работу этой службы.

Развитие информационного потенциала библиотеки

В марте 2011 года был создан Сектор по работе с сайтом. Деятельность Сектора направлена на предоставление населению через Интернет государственных услуг по использованию справочных баз данных, полнотекстовых региональных изданий, полнотекстовых дореволюционных краеведческих изданий и другихматериалов. Сектор осуществляет наполнение информацией двух сайтов: сайт Курганской областной универсальной научной библиотеки им. А.К. Югова и сайт «Память Зауралья».

Сайт Курганской областной универсальной научной библиотеки им. А.К. Югова обеспечивает официальное представление актуальной информации о деятельности библиотеки и ее ресурсах в сети Интернет, доступ к формируемым ею электронным информационным ресурсам.

Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотеки, базам данных – это одна из госуслуг в сфере библиотечного обслуживания. На сайте постоянно расширяется тематика доступных удаленно баз данных: электронный каталог книг, сводный каталог редких книг, каталог периодических изданий (имеющихся в библиотеке за 2010-11 гг.), БД книг и статей о Курганской области (с 2008 г.), БД статей по гуманитарным наукам, БД статей по экономике и технике, БД статей по экологии и АПК. БД регулярно обновляются,

Сайт библиотеки приобрел свое лицо, стал более привлекательным для пользователей.

Содержание отчета Государственного казенного учреждения Курганская областная универсальная научная библиотеки им. А.К. Югова за 2011 год.

Бурное развитие информационных технологий, вхождение Интернета во все сферы общественной жизни привели к коренным изменениям в библиотечной деятельности.

Сегодня библиотека предоставляет пользователям возможность самостоятельной работы в сети Интернет, через сайт библиотеки открыты доступы к электронным каталогам библиотеки, а также к электронным каталогам и полнотекстовым ресурсам крупных библиотек России и мира.

Отчет работы Краевого государственного автономного учреждения культуры Государственная универсальная научная библиотека

Красноярского края за 2011 год.

Так же можно констатировать, что наблюдается не просто увеличение аудитории удаленных пользователей сайтов и интернет-проектов библиотеки, но и возросла их пользовательская активность: с 2009 рост составил по посещениям – 189 %, по просмотрам страниц – 163 %, с 2010 г., соответственно,  посещения увеличились на 61 %, просмотры на 83 %.

Аудитория библиотечных сайтов активно растет. Особое внимание следует уделить распределению пользователей по числу посещений. Это – один из самых важных критериев, который определяет ядро аудитории. За отчетный год из 90,0 тысяч посетителей официального сайта – 60,0  (67 %) можно отнести к ядру. Этот показатель говорит об устойчивом спросе на библиотечные услуги.

Отчет ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

за 2011 год о выполнении государственного задания по государственной услуге «Организации библиотечного обслуживания».

В течение всего года проводилась модернизация сайта с учет современных требований. Увеличена релевантность сайта по тематическим запросам для поисковых систем («областная библиотека», «научная библиотека», «библиотека Кемерово»). На 15% сокращено время, необходимое на поиск информации посетителями сайта (по данным системы мониторинга Google Analytics). Модернизирована подсистема загрузки файлов на сервер, улучшена работа механизма транслитерации имен файлов, снижены ограничения на загружаемую информацию.

Отчет о деятельности Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова в 2011 году.

В минувшем году библиотека перешла на новую версию сайта, предоставив пользователям не только доступ к электронным ресурсам библиотеки, но и возможность продлить взятые на дом документы и воспользоваться виртуальной справочной службой. Всего число посещений Интернет-сайтов библиотеки составило 129700.

В дальнейшем планируется предоставлять более полную информацию: о проводимых мероприятиях, структуре и услугах библиотеки.

Центральная региональная библиотека Липецкой области в 2011 году.

В течение отчетного периода регулярно обновлялась информация на сайте библиотеки на русском, английском и удмуртском языках.

Разработана структура, апробирован и внедрен краеведческий блог «Край удмуртский».

Отчет Национальной библиотеки Удмуртской Республики за 2011 г.

Сайт СахОУНБ рассматривается как важный инструмент популяризации информационных ресурсов Библиотеки, продвижения справочно-библиографических услуг и информационных сервисов Библиотеки в региональное информационное пространство, еёпозиционирования в виртуальном пространстве как «открытые двери» в библиотеку. Расширению удалённого доступа пользователей к ресурсам и сервисам СахОУНБ способствовало активное пополнение сайта библиографическими, справочными и полнотекстовыми ресурсами в рамках целевого проекта «Виртуальная библиотека». С начала 2011 года на сайте были размещены свыше 65 полнотекстовых и информационных изданий, преимущественно краеведческого характера. Продолжает активно работать виртуальная справочная служба «Спросите библиотекаря».

Это вполне закономерно, на сайте СахОУНБ размещены и оперативно обновляются большие массивы краеведческой информации: справочной, библиографической, полнотекстовой. Посетители сайта (они составляют 50 % посещений Библиотеки) могут получить её в удалённом доступе в круглосуточном режиме.

- возросло посещение сайта, число виртуальных пользователей по сравнению с 2011 годов увеличилось в 2 раза;

Отчёт государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» за 2011 год.

* * *

Из практики обслуживания отчетливо видно, как кардинально ITтехнологии  преобразуют режим обслуживания пользователей ЦБ субъектов. Активно развивается работа с категорией удаленных пользователей. В составе аудитории пользователей им уделяется все больше внимания. Главная забота – создать комфортную информационную среду. По существу, от этого зависит эффективность обслуживания удаленных пользователей. В ЦБ субъектов РФ стремятся организовать обслуживание удаленных пользователей путем создания комплексной системы целенаправленных усилий. Во-первых, это широкое и доступное

информирование на официальном сайте о фондах, коллекциях и услугах. Во-вторых, обеспечение доступа к электронным ресурсам собственной генерации библиотеки (электронные каталоги, локальные библиографические базы данных, библиографические указатели и списки, базы фактографических данных). В-третьих, организация доступа к полным текстам документов, размещенных в разных видах ресурсов. В-четвертых, обслуживание пользователей в режиме online (например, поддержка виртуальной справочной службы, сервис «Спроси библиографа»). В-пятых, работа с запросами, качественное выполнение которых требует обращения к сторонним держателям документных и информационных ресурсов.

В другие библиотечные и информационные учреждения переадресовываются запросы на документы, поступившие по МБА, ММБА, ЭДД. В сторонние справочные службы перенаправляются запросы на выполнение справок.

В ЦБ субъектов РФ для обслуживания пользователей организовывают доступ к разнообразным электронным ресурсам. Различаются предлагаемые условия доступа к ним. К электронным изданиям на материальных носителях и определенным ресурсам собственной генерации открывают локальный доступ – для пользователей, посетивших библиотеку.

Бесплатные ресурсы библиотеки, ресурсы Интернет, свободные от ограничений удаленные ресурсы предоставляются на условиях удаленного свободного доступа.

Условиями доступа к удаленным информационным ресурсам с компьютеров библиотеки (с определенными IP-адресами) является удаленный ограниченный доступ и удаленный доступ с регистрацией.

* * *

Для достижения основной цели коллективом ГБУК СахОУНБ были определены приоритетные направления деятельности:

  • Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественно новых библиотечно-информационных услуг.
  • Создание удобной и доступной системы электронной навигации для пользователей удалённых ресурсов в электронном читальном зале.
  • Обеспечение доступности оцифрованных краеведческих документов в локальной сети путём увеличения числа автоматизированных рабочих мест для пользователей.

Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: индивидуальное и групповое обучение поиску, отбору, критической оценке информации и компьютерной грамотности в рамках учебно-тематических программ «Твой курс: повышение компьютерной грамотности» и «Основы информационной культуры».

Организация доступа к ресурсам, услугам и сервисам Библиотеки осуществляется в форме стационарного библиотечно - информационного обслуживания посетителей библиотеки в режимах читального зала и абонемента, предоставления сетевого и локального доступа пользователям удалённых ресурсов и доступа удалённых пользователей к ресурсам СахОУНБ через веб-сайт, систему МБА и ЭДД.

Изменения в стационарном обслуживании связаны, главным образом, с открытием фондов. В целях повышения качества библиотечного обслуживания и создания комфортной библиотечно-информационной среды с 1 января 2011 года  подсобный фонд отдела читальных залов был полностью открыт для  самостоятельного доступа пользователей.

Большое внимание в 2011 году уделялось совершенствованию системы доступа Библиотеки к ресурсам нового поколения.

В 2011 году дальнейшее развитие получили сервисы и услуги электронного читального зала:

  • открыт локальный сетевой доступ к полным текстам 416 изданий газет и книг, в том числе 275 книжных изданий краеведческой тематики электронным копиям номеров газеты «Советский Сахалин» с 1933 по   1974 гг.;
  • систематизирован и размещён в открытом самостоятельном доступе фонд на электронных носителях (компакт-дисках), организованы 3 тематические выставки документов на  электронных носителях;
  • оформлена подписка на полнотекстовые базы данных медицинских ресурсов и учебных пособий.

На протяжении всего года велась работа по привлечению пользователей и продвижению ресурсов и услуг электронного читального зала.

Информация о порядке удалённого доступа к четырём электронным услугам СахОУНБ, оказываемым гражданам, размещена на портале государственных (муниципальных) услуг Сахалинской области и насайте СахОУНБ в разделе «Государственные услуги».

Отчёт государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» за 2011 год.

Региональный корпоративный проект «Электронная библиотека Кузбасса». Проект является основой модернизации информационно-библиотечного пространства Кузбасса. Он включает 3 основных направления: виртуальное обслуживание пользователей,

Направление «Служба сервиса ЭБК»

Служба Сервиса ЭБК создана для эффективного и наиболее полного доступа и использования информационно-библиотечных ресурсов Кемеровской области, в том числе - полнотекстовой части ресурсной базы, используемой для обслуживания в рамках регионального проекта «Электронная библиотека Кузбасса», а также для оперативного выполнения тематических запросов и предоставления полных текстов документов библиотекам- участникам ЭБК.

С 1 июня 2011 г. была внедрена технология виртуального обслуживания на странице сайта ЭБК: «Служба сервиса». Через сайт ГБУК КемОНБ им. В.Д.Федорова операторы муниципальных библиотек Кузбасса попадают на сайт ЭБК и  размещают свои запросы в разделе Служба сервиса. Затем запросы выполняются сотрудниками  ГБУК КемОНБ им. В.Д.Федорова и ответы на запросы  в виде полных текстов  размещаются в данном разделе.

Всего за 2011 г. Служба сервиса:

- удовлетворила информационные потребности 1733 пользователей Кемеровской области;

- выполнила 1844 информационных запроса;

- выдала 9 533 электронных документа пользователю ЭБК.

Для пользователей библиотеки открыт доступ к полнотекстовым коллекциям «Электронный архив краеведческих периодических изданий» и «Весь Кузбасс».

Отчет о деятельности Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова в 2011 году.

Предоставление удаленного доступа к подписным базам данных:

Одним из новых направлений в развитии информационного потенциала библиотеки - on-line доступы к различным полнотекстовым электронным библиотекам и базам данных.

Содержание отчета Государственного казенного учреждения Курганская областная универсальная научная библиотеки им. А.К. Югова за 2011 год.

Виртуальная справочная служба выполняет запросы удаленных пользователей в сети Интернет, электронных каталогах и библиографических БД. За истекший период количество выполненных справок составляет  363 названий (+109 к прошл. году). Зарегистрировано 660 пользователей.

Для ученых и специалистов локально открыт бесплатный доступ к российским и зарубежным электронным ресурсам.

Отчет работы Краевого государственного автономного учреждения культуры Государственная универсальная научная библиотека

Красноярского края за 2011 год.

Осуществляется активная деятельность в социальной сети Facebook, где создан аккаунт отдела литературы на иностранных языках. За отчетный период аккаунт посетило 7437 пользователей (на 3267 больше, чем в прошлом году). Сотрудниками отдела размещаются статьи информационного, биографического, страноведческого характера, пропагандируются новинки литературы и словари. Постоянно поддерживаются рубрики «Заметки», «Мероприятия», «Фотоальбом», «Конкурс слайд-шоу», «Форум». Появились 2 новые рубрики «Персона» и «Каталог ссылок на ресурсы Facebook». Продолжается наполнение словаря-справочника новых слов «Newlexis», насчитывающего на данный период 53 элемента. Всего в течение года опубликовано 50 новых материалов.

Создана страничка НБ УР на сайте «В контакте». Здесь публикуются новостные материалы о деятельности библиотеки, фотоальбомы, аудиозаписи, видеозаписи. Всего за год опубликовано 93 сообщения. На странице зарегистрировано 39 постоянных подписчиков.

Продолжает свою работу блог Центра чтения «Интеллектуальный кофе», в котором опубликовано 43 новых материала.

На фотосервисе Flickr создан альбом национальной библиотеки, в нем размещены 4 фотоколлекции, посвященные декоративно-прикладному искусству, предметам быта и традиционного народного костюма удмуртов.

Регулярно актуализируются коллекции электронной библиотеки и баз данных виртуального читального зала.

Отчет Национальной библиотеки Удмуртской Республики за 2011 г.

Дальнейшему развитию инновационной деятельности и

высокотехнологичных услуг способствовали:

- совершенствование автоматизированных технологий доступа к

информации:  внедрение технологий автоматизированного заказа документов,

перевод на машиночитаемые носители традиционных документов;

представление пользователям ресурсов электронной библиотеки,  удаленного

доступа через собственный сайт (см. раздел 3.1.2);

Доступ к электронным ресурсам в Государственной библиотеке Югры

осуществляется посредством сайтов:  официального сайта Государственной

библиотеки Югры, сайта круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства», работающего в рамках секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации и портала «Библиотеки Югры», созданного как единая точка

доступа к информации о библиотеках

С помощью сайта осуществляется предоставление дополнительных

электронных услуг пользователям:

- В разделе «Вопрос библиотекарю»  пользователь имеет возможность

оперативно получить интересующую его информацию.  В течение 2011  г.

подготовлены ответы на 53 вопроса (2010 – 16, 2009 – 13 вопросов).

- В разделе «Электронный заказ документов» предоставляется

возможность оставить заявку на приобретение библиотекой необходимого

издания,  отсутствующего в фонде.  За 2011  г.  получено 4  заявки.  Отделом

комплектования и обработки литературы приняты решения по заявкам и

удаленные пользователи проинформированы.

Отчет о деятельности государственной библиотеки Югры за 2011 год.

Помимо ЭБД, в библиотеке открыт доступ к  полнотекстовым базам данных от ООО "ИВИС" и к ресурсам Издательского дома «Гребенников», Научной электронной библиотеке.

Пользователям библиотеки предлагались также тестовые доступы к базе данных Polpred.com и Электронно-библиотечной системе IPRbooks.

Активным спросом пользовались статьи из журналов, представленные в Научной электронной библиотеке. Всего было 411 обращений, востребовано 196 журналов.

Ресурсами Издательского дома «Гребенников» воспользовалось 52 человека, было выдано 239 статей. Из базы данных Polpred.com выдано 89 документов.

ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека

им. Ф.И. Тютчева». Анализ деятельности  за 2011 г.

Другое важное направление деятельности областной библиотеки – создание условий для полного и оперативного доступа к информации посредством новых информационных технологий: интернет, электронная связь, программное обеспечение, др.

Продолжает свою деятельность Зал электронных ресурсов областной библиотеки, который дает возможность жителям области пользоваться бесплатно информационными ресурсами в образовательных целях

ОГКУК «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема» в 2011 году.

«Библиотека электронного века»

Цель: Создание в библиотеке современной информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей оперативный и эффективный поиск и получение необходимой информации, независимо от ее местонахождения.

Задача 1. Расширение доступа пользователей библиотеки к электронной информации.

Содержание деятельности:

- Увеличение количества и расширение тематического и видового состава приобретаемых электронных изданий.

- Изучение рынка электронных сетевых ресурсов, отбор качественных ресурсов научного и образовательного характера и организация он-лайнового доступа к ним.

- Развитие инфраструктуры доступа пользователей к электронным ресурсам в локальном режиме.

- Организация доступа к электронным ресурсам Президентской библиотеки.

Концепция развития Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова (2008 – 2012 гг.).

НБ уделяет особое внимание обеспечению доступа к лицензионным электронным информационным ресурсам. В библиотеке открыт электронный читальный зал, а также читательские АРМ в обслуживающих отделах.  В настоящее время библиотека приобретает доступ к 25 полнотекстовым и библиографическим ресурсам

НБ  РС(Я) в рамках программы Электронного правительства на сайте  госуслуг Республики Саха (Якутия) pgu.sakha.ru представлены 2 услуги: это  «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных» и «Предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся  в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах». В отчетный период были разработаны административные регламенты этих услуг, они успешно прошли тестирование и в настоящее время доступны пользователям.

Отчет национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) за 2011 год.

* * *

В условиях изменяющейся внешней среды предполагает как наращивание в ЦБ субъектов РФ библиотечного потенциала для обслуживания пользователей, так приобретение ресурсным потенциалом новых качеств. Это позволяет обеспечить повышение уровня его использования. Достигается это активным применением разнообразных новшеств.

Именно такой подход обеспечивает организации обслуживание гибкость, приспособленность к динамике условий деятельности. И как раз такое обслуживание становится эффективным. Ведь эффективность является характеристикой социальной значимости библиотеки по определению. Удовлетворенность запросов пользователей становятся решающим компонент в концепции деятельности библиотеки.

Современными реалиями выдвинут комплекс требований к деятельности ЦБ субъектов РФ по организации обслуживания пользователей. Эти требования и высказываются в экспертной среде. Практическими решениями подкрепляется стремление отслеживать колебания спроса пользователей и соотносить спрос на услуги и продукты библиотечной деятельности с ее ресурсами. Сама библиотека создает и предлагает пользователям разнообразные услуги как в сфере образования, так и в области просветительской деятельности и рекреациии. Актуальность и особенная значимость конкретных задач текущей деятельности обусловливают необходимость определиться с концентрацией ресурсов.

Определение места и роли библиотеки в городе, регионе, позволяет выстраивать организацию обслуживания пользователей и на практике последовательно поддерживать постоянное взаимодействие между библиотекой и местным сообществом. И как раз такая позиция библиотеки способствует тому, что именно внешние связи региональных библиотек неуклонно развиваются в настоящее время.

Объекты внешней среды библиотеки (реальные и потенциальные потребители информации, информационные, интеллектуальные, образовательные, профессиональные и др. потребности общества, социокультурные, экономические, научно-технические факторы среды) активно учитываются в организации обслуживания пользователей.

Подходы к организации обслуживания наглядно свидетельствуют о том, как внедрение новшеств позволяет наращивать ресурсный потенциал осуществления обслуживания. Библиотечная деятельность тем самым приобретает чрезвычайно ценное качество – создание условий для развития библиотеки в целом. Среди источников прямого влияния внешней среды «пользователи» являются бесспорным приоритетом. Гармоничную внутреннюю среду в библиотеке поддерживают ресурсы, согласованные с потребностями пользователей. Создание электронных ресурсов собственной генерации, совершенствование имеющихся в библиотеке поисковых систем, расширение номенклатуры оборудования для работы пользователей. Таковы приоритетные ориентиры в построении организации обслуживания. Тем самым проявляется стремление к наиболее полному удовлетворению запросов населения.

Действительно, степень соответствия библиотечных услуг потребностям общества характеризуется их «ассортиментом». В этом направлении делается очень много, что позволяет говорить о постоянных и активных поисках в решении той задачи управления, которая направлена на достижение этого требуемого соответствия, и выражается в повышении качества и социальной стоимости существующих услуг, в создании (увеличении) новых видов деятельности и их пропаганды.

Активно развиваются услуги, которые оказываются тем, кто не посещает ЦБ субъекта РФ. В любое удобное для человека время он может зайти на сайт библиотеки и воспользоваться ее ресурсами. Прослеживается перечень таких ресурсов постоянного доступа.

Электронный каталог и открытые базы данных собственной генерации предоставляется на условиях свободного доступа любому удаленному пользователю. Причем найти нужный документ можно самостоятельно, для чего часто предлагают сервисы помощи в проведении поиска.

Виртуальная справочная служба предоставляет услуги справочного обслуживания всем обратившимся с запросом. Служба обеспечивает профессиональную помощь в процессе поиска информации о наличии конкретного документа в фондах самой библиотеки, о сетевых ресурсах определенного тематического направления. Но в принципе ориентирует на самостоятельную работу электронной среде. Востребованность виртуального справочного обслуживания стремительно растет. Многие ЦБ субъектов РФ оказывают эту услугу на корпоративных началах. Успешно действует распределенная онлайновая справочная служба ВСС КОРУНБ. Такой подход выводит оказание услуги на новый качественный уровень. Поиск по разовым запросам удаленных пользователей происходит оперативно, предоставляется информация по всему тематическому диапазону и любого формата (библиографические сведения, фактографические сведения, полнотекстовые данные).

* * *

Для достижения основной цели коллективом ГБУК СахОУНБ были определены приоритетные направления деятельности:

  • Продвижение справочно – библиографических услуг и информационных сервисов Библиотеки в региональное информационное пространство, в том числе путём размещения в Региональном реестре электронных государственных услуг.

Позиционировать Библиотеку в региональном информационном пространстве как участницу формирования электронных услуг, оказываемых в системе электронного правительства, позволило участие в реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие культуры  Сахалинской области на 2011-2015 годы».

Отчёт государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» за 2011 год.

Основными направлениями деятельности библиотеки в 2011 году явились:

1) Расширение спектра предоставляемых услуг.

Данное направление реализовывалось в первую очередь посредством развития электронных услуг: открытие доступа на сайте к предварительной записи в библиотеку; разработана система подписки и e-mail рассылки на анонсы библиотеки; созданы кнопки социальных сетей; зарегистрирован аккаунт библиотеки в сервисе микроблогов Twitter; появились зоны бесплатного доступа к Интернет Wi-Fi.

Отчет работы Краевого государственного автономного учреждения культуры Государственная универсальная научная библиотека

Красноярского края за 2011 год.

Информационное обслуживание абонентов велось в трех режимах: сигнальное информирование (СИ), избирательное распространение информации (ИРИ), тематическое обслуживание руководителей (ТОР).

В октябре 2011 года на сайте библиотеки был организован новый информационно-справочный сервис Консультант online, предоставляющий возможность удаленным пользователям обратиться с вопросом к библиографам по различным каналам связи: ICG, Skype, E-mail и через Форум. В новом формате обслуживания выполнено 22 справки.

Организован доступ к внешним полнотекстовым базам данных Электронная библиотека диссертаций РГБ, ЦНСХБ, научная электронная библиотека eLibrary, Роспатент, Технорматив, EBSCO.К ним зафиксировано 1080 обращений.

Республиканский публичный центр правовой информации предоставил услуги бесплатного доступа к информационно-правовым базам данных «Законодательство России», «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс» 316 пользователям.

Отчет Национальной библиотеки Удмуртской Республики за 2011 г.

Приоритетные направления деятельности

Обслуживание пользователей и развитие библиотечно-информационных сервисов

Организация деятельности отдельных структурных подразделений библиотеки строится по принципу создания информационных центров: Центра общественного доступа к информации, Центра экологической культуры и информации.

Это способствует организации целевого информационного обслуживания отдельных групп читателей.

Создание новых структурных подразделений позволило расширить спектр услуг, что поможет в дальнейшем привлечь в библиотеку новые группы пользователей. Специалисты библиотеки активно осваивают и внедряют в практику работы новые технологии.

Созданный на базе ЦПИ Центр общественного доступа информации, значительно расширил электронную ресурсную базу библиотеки и номенклатуру услуг обучающего характера для пользователей, жителей города и специалистов библиотечного дела. Поскольку большая часть пользователей отдела – социально незащищенные, малообеспеченные слои населения (студенты и учащиеся - 42%, учителя и преподаватели – 19%, безработные и пенсионеры – свыше 13%), поиск информации в сети Интернет и правовых базах данных является бесплатным. Расположение отдела помогает в оперативном доступе к электронным информационным ресурсам КОУНБ им. А.К. Югова.

Содержание отчета Государственного казенного учреждения Курганская областная универсальная научная библиотеки им. А.К. Югова за 2011 год.

Пилотный проект ПЦПИ по обучению пенсионеров основам компьютерных технологий показывает, что эта услуга настолько востребована, что нам приходится перераспределять желающих учиться с нашими коллегами из других библиотек. В 2011 году навыки пользования ПК получили 60 пожилых людей. И это оказались наши потенциальные и, можно надеяться, постоянные читатели, хотя и непростая аудитория.

Характеризуя деятельность библиотеки в качестве информационного центра, следует особо отмечать вклад информационно-библиографического отдела и ПЦПИ.

… в отделе много делается по правовому образованию населения, оказанию Интернет услуг.

Центральная региональная библиотека Липецкой области в 2011 году.

Дальнейшему развитию инновационной деятельности и

высокотехнологичных услуг способствовали:

- расширение перечня услуг,  предоставляемых посредством

информационно-коммуникационных технологий (удаленный заказ,  личный

кабинет читателя).

Отчет о деятельности государственной библиотеки Югры за 2011 год.

Одним из важнейших направлений деятельности в области модернизации библиотечно-информационного пространства является обучающие и консультативные услуги библиотеки. Особая ответственность библиотеки перед обществом и новая сфера ее деятельности – обучение населения основам информационной грамотности, осуществляемое совместно с корпорацией Microsoft в рамках программы «Твой курс: информационное развитие общества». В 2011 году сотрудниками ЭРЦ были проведены следующие мероприятия в рамках данной программы:

Корпоративная виртуальная справочная служба универсальных научных библиотек (ВСС КОРУНБ) - представляет собой распределенную онлайновую справочную службу, функционирующую при организационно-методической поддержке Российской национальной библиотеки и объединяющую универсальные научные библиотеки и выполняющую разовые запросы  удаленных пользователей, связанные с поиском библиографической, фактографической и полнотекстовой информации по всему спектру тематических  направлений.

Отчет о деятельности Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова в 2011 году.

В последние годы в зале электронной информации  сложился  определенный перечень сервисных услуг. Стабильно востребованной услугой зала остается печать информации на принтере. Услугой воспользовались 1065 раз.

Устойчивым спросом пользуется предоставление машинного времени для индивидуального пользования ПК – 272 раза.

Услугами поиска информации в Интернет с помощью сотрудников воспользовались 30 раз, сканирование – 69 раз.

Выдано 3645 электронных документов (в т.ч. 127 CD-ROM).

Одной из самых востребованных услуг зала остается доступ к электронной библиотеке  диссертаций Российской государственной библиотеки. За 2011 пользователями виртуального читального зала стало еще 311 человек. Пользователи виртуального читального зала составляют 16 % от общего количества пользователей ЗЭИ.

Это преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов брянских вузов и другие специалисты. Число посещений составило 1043. Им выдано 38 635 страниц диссертаций.  Для пользователей виртуального читального зала проведено 311 индивидуальных консультаций по работе с ЭБД.

ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека

им. Ф.И. Тютчева». Анализ деятельности  за 2011 г.

Востребованным остается у населения спрос на услуги Центра правовой информации библиотеки. В 2011 году Центр правовой информации библиотеки посетили 610 человек. Основными группами пользователей в Центре по-прежнему остаются социально-незащищенные группы пользователей – пенсионеры (58,3 %), инвалиды, безработные (20,2 %), студенты (9,6 %), служащие (8,1 %), юристы, работники правоохранительных органов, научные сотрудники, предприниматели (3,8 %).

В 2011 г. пользователям ЦПИ предоставлялся доступ к порталу «Государственные услуги», к электронным информационным ресурсам и услугам государственных органов власти Российской Федерации и Белгородской области, оказывалась помощь в составлении и передаче электронных документов и обращений граждан, предоставлялись сведения о документах необходимых для оказания госуслуги, информация о режиме работы тех или иных государственных учреждений.

Белгородская государственная универсальная научная библиотека в 2011 году.

По-прежнему востребованными пользователями остаются справочно-консультационные услуги Центра социально значимой (правовой) информации. В 2011 г. по запросам пользователей было выдано 9 425 документов при плане 9 000, и зарегистрировано 4 322 посещения при плане 3 500.

Отчёт государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» за 2011 год.

* * *

Важнейшим условием адаптивности ЦБ субъектов РФ к быстрым изменениям окружающей среды является освоение возможностей мирового информационного сервиса. Библиотеки стремятся стать все более приспособленными в нескольких аспектах организации обслуживания пользователей. Быстрыми темпами развивается сфера информационных услуг, укрепляется техническое оснащение этой деятельности.

Именно расширение технических возможностей задало ускорение развитию электронной доставки документов. Данная форма обслуживания удалённых пользователей возникла на базе обслуживания посредством межбиблиотечного абонемента. Как правило, службы ЭДД функционируют в структуре подразделений, осуществляющих МБА. Предлагая ЭДД, ЦБ субъектов РФ гармонично вписываются в электронную среду. Уникальным является характер услуги ЭДД, что привлекает пользователей. Растет количество желающих (индивидуальных и коллективных удаленных пользователей) заполучить документ из состава фондов главных региональных библиотек. Посредством ЭДД ЦБ субъектов РФ обеспечивают доступность своих ресурсов.

Быстрые темпы развития дистанционного обслуживания (когда устраняются барьеры места нахождения и статусных характеристик пользователя) заметно сказываются на увеличении доступности и повышении эффективность использования ресурсов библиотек.

* * *

Благодаря ресурсам информационно-правовых систем выполнено 7894 запроса и консультации в Центре правовой и деловой информации, прибегая к услугам электронной почты. Широка география удаленных пользователей: она охватывает и другие регионы России, и страны СНГ (г. Орск, Курган, Республики Башкортостан, Казахстан и др.).

Информация о работе Челябинской областной универсальной научной библиотеки в 2011 году.

Услугами библиотеки воспользовались 25 425 пользователей при плане 25 000 человек, из них 4 095 виртуальных, зарегистрировавшихся в течение года на сайте библиотеки. Тенденция перехода пользователей Библиотеки в категорию виртуальных стала особенно заметной в 2010 году, когда на сайте стали активно размещаться полнотекстовые информационные ресурсы. Показатель количества читателей не меняется много лет и варьируется от 25 до 26 тысяч в год, что свидетельствует о стабильности работы библиотеки и востребованности её ресурсов и услуг.

Служба МБА/ ЭДД, являясь комплексной системой обслуживания удаленных пользователей, прочно занимает свою определённую нишу в библиотечно-информационном обслуживании.

Отчёт государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» за 2011 год.

В целях обслуживания удаленных пользователей, успешно функционирует виртуальное справочное обслуживание, выполнено – 273 библиографических запроса, в том числе 82% - тематические. Запросы поступают не только из республики, но и из различных регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья, таких как Москва, Санкт-Петербург, а также Алма-Ата, Ташкент, Минск, Риг, Астан и др.

Отчет национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) за 2011 год.

Всего пользователей, посетивших страницу  на «Библиограф-онлайн» составляет 31700. В первую очередь это те пользователи, которые подбирают информацию из архива ранее выполненных справок. Стоит отметить, что среди обратившихся на 13% увеличилось число жителей Красноярского края, которые в целом составили 83%, в то время как в 2010 году данный показатель был на уровне 70%. 

Отчет работы Краевого государственного автономного учреждения культуры Государственная универсальная научная библиотека

Красноярского края за 2011 год.

Анализ статистических данных за 2011 год подтвердил непрекращающееся перераспределение показателей от локальных (традиционных) к удаленным (электронным) формам библиотечного обслуживания пользователей.

Оперативность, качество и безвозмездность услуги по электронной доставке документов – слагаемые устойчивого спроса на нее у пользователей библиотеки.

В 2011 году наблюдалась возросшая активность в обращении к услуге электронной доставки документов (ЭДД) у библиотек Ростовской области.

Отчет ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

за 2011 год о выполнении государственного задания по государственной услуге «Организации библиотечного обслуживания».

В Архангельской области увеличиваются диспропорции в объеме и качестве библиотечно-информационного обслуживания городских жителей и жителей удаленных сельских территорий. Усугубляет это низкий уровень развития материально-технической и ресурсной базы, компьютеризации и телекоммуникационных возможностей общедоступных библиотек, прежде всего сельских. Центральная библиотека в этих условиях должна помочь общедоступным библиотекам области стать сильнее и эффективно использовать весь имеющийся в библиотечной сфере потенциал. Кроме того, она должна иметь возможность  напрямую предоставлять свои ресурсы и услуги гражданам, живущим в глубинке, используя информационно-коммуникационные технологии.

«Библиотека - для каждого жителя Архангельской области»

Цель: Устранение различий в объеме и качестве библиотечного обслуживания на территории Архангельской области.

Задача 1. Развитие системы информационных ресурсов библиотеки как регионального библиотечно-информационного центра.

Содержание деятельности:

- Разработка концептуальных документов – концепции и современного профиля комплектования библиотеки.

- Увеличение объема текущего комплектования.

- Формирование фонда межбиблиотечного абонемента - специальной коллекции изданий для удовлетворения запросов пользователей муниципальных библиотек.

- Формирование репрезентативных коллекций справочной литературы и литературы на иностранных языках.

- Организация системы информирования о новых поступлениях на основе электронных технологий.

- Привлечение внешних экспертов к организации текущего комплектования и отбору непрофильных и малоиспользуемых изданий для последующего исключения из библиотечного фонда.

- Организация обратной связи с пользователями: мониторинг информационных потребностей, анализ использования фондов.

Задача 2. Повышение доступности услуг и расширение возможностей использования ресурсов центральной библиотеки жителями региона.

Содержание деятельности:

- Развитие региональной системы доставки документов.

- Разработка и внедрение новых библиотечных услуг, доступных пользователям через сеть Интернет.

-  Организация рекламно-информационных мероприятий по продвижению услуг библиотеки для жителей Архангельской области.

Концепция развития Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова (2008 – 2012 гг.).

…- с сентября 2011 г. в Государственной библиотеке Югры действует новая услуга – Электронная доставка документов, при этом сотрудниками библиотеки освоена новая технология работы по предоставлению документов пользователям.

Отчет о деятельности государственной библиотеки Югры за 2011 год.

* * *

Организация обслуживания пользователей происходит в русле магистральной тенденции процесса приспособления библиотек к новому электронному будущему. Эффективность обслуживания определяет сразу комплекс составляющих. Это наличие самого  информационного продукта или услуги, качественная ресурсная база, соответствующая запросам пользователей.

В составе пользователей ЦБ субъектов РФ заявила о своих особенных потребностях новая категория ‑ «пользователи электронных ресурсов».

Организация обслуживания данной категории пользователей повсеместно повлекла за собой осуществление кардинальных перемен библиотечной деятельности. Возникла необходимость в создании необходимой для эффективной работы инфраструктуры и ресурсной базы. Все это должно отвечать содержанию потребностей. Сложность запросов пользователей электронных ресурсов сочетается с определенной ограниченностью их пользовательских возможностей. Эта особенность обусловлена нередко слабым развитием коммуникативных навыков.

ITтехнологии существенно изменяют сам способ функционирования ЦБ субъектов РФ в обществе. Границы охвата обслуживания неизмеримо расширяются вслед за появлением категории удаленных  пользователей. Создание комфортной среды для организации обслуживания этой категории пользователей осуществляется в виртуальном пространстве.

* * *

Другое важное направление деятельности областной библиотеки – создание условий для полного и оперативного доступа к информации посредством новых информационных технологий: интернет, электронная связь, программное обеспечение, др.

Продолжает свою деятельность Зал электронных ресурсов областной библиотеки, который дает возможность жителям области пользоваться бесплатно информационными ресурсами в образовательных целях

ОГКУК «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема» в 2011 году.

* * *

Внедрение ITтехнологий в деятельность во организации обслуживания  пользователей характеризует современные ЦБ субъектов как развивающиеся учреждения. Такая адаптивная реакция наряду с освоением новшеств помогает наращивать потенциал обслуживания. Меняется материально-техническая база и источники информации, используемые в обслуживании пользователей. Для привлекательной организации обслуживания ЦБ субъектов РФ обновляют оборудование и пополняют наличный документный фонд. Библиотеки становятся активными генераторами самих ресурсов, необходимых для обслуживания: информационные источники, справочно-библиографический аппарат. Только такой подход согласовывается со стремлением наиболее полному удовлетворению запросов населения.

Стремительно расширяется ассортимент услуг по обслуживанию пользователей. Постоянно и активно ведутся поиски, направленные на создание (увеличение) новых видов деятельности и их пропаганды, повышение качества и социальной стоимости существующих услуг. Этого требует достижение соответствия библиотечных услуг потребностям общества.

* * *

Показатели результативности работы  БОНУБ за 2011 год

Предоставление гражданам библиотечных услуг (количество посещений)

Обеспечение требований к качеству услуг (бальная оценка по системе индикаторов качества)

ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева». Анализ деятельности  за 2011 г.

 

* * *

Активное развитие дистанционного обслуживания расширяет доступность ресурсов библиотеки и повышает эффективность их использования.

* * *

Деятельность отделов обслуживания в отчетном году была направлена на продвижение чтения и  библиотечных услуг среди населения области, обеспечение максимального доступа к информационным ресурсам,  привлечение потенциальных пользователей.

ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека

им. Ф.И. Тютчева». Анализ деятельности  за 2011 г.

* * *

Создание комфортных условий для потребителей, расширение ассортимента услуг и улучшение их качества – именно на это сориентирована вся деятельность современных ЦБ. При этом организация обслуживания активно ориентируется как на удовлетворение потребностей реальных пользователей библиотеки, так и на обслуживание населения территории субъекта РФ в целом.

* * *

Проектная деятельность библиотеки

Проектная деятельность библиотеки в первую очередь ориентирована на модернизацию сферы информационно-библиотечного обслуживания. Внедрение новых информационных, в том числе сетевых, технологий в область формирования ресурсов и обслуживание пользователей, реконструкция библиотечных технологий и внедрение информационного сервиса, расширение номенклатуры библиотечно-информационных услуг, координация деятельности с библиотечно-информационными организациями и учреждениями, в том числе – работа с библиотеками области в корпоративных проектах – является основой для развития информационно-библиотечной сферы в Кузбассе.

Модернизация

В информационно-телекоммуникационной сфере основной целью явилось техническое и программное обеспечение процессов информационно-библиотечного обслуживания (предоставление доступа к ресурсам библиотеки и мировым информационным ресурсам; сопровождение культурно-просветительских мероприятий, предоставление информационно-библиотечных услуг), создание ресурсов (библиографических и полнотекстовых электронных ресурсов).

Отчет о деятельности Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова в 2011 году.

* * *

Совершенствование обслуживания пользователей является магистральным направлением в развитии ЦБ субъектов РФ. Ведь выбор стратегии совершенствования обслуживания пользователей непосредственно влияет на формирование статуса главной библиотеки региона. А от того, насколько успешным окажется результат зависит то место, на котором окажется ЦБ субъекта РФ в культурном пространстве региона. Немаловажно и то,  что деятельность по обслуживанию пользователей сказывается на роли в социальном развитии региона, которую сможет сыграть библиотека.