1978
1k
Biblio_2007
biblioteka-readers-300
center
f01a
fasad
Fasad2
fasad_0_m
fasad_2
gl_korp
headerpics_pic1_21042008152614
image_preview
lib-winter-300
lib2
lib4
library_2
new_pa1
self
splash_library
spring_web
tn_f44-a
top1b
zd00
zdan8a1
20 | 07 | 2017

Нормативно-правовая база методической деятельности региональных библиотек / Качковская И. Н., Михеева Л. Н.

               1-2 июля 2011 года в Пензенской областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошел  ежегодный круглый стол на тему  «Нормативно-правовая база методической деятельности региональных библиотек». Он был поддержан Министерством культуры и архива Пензенской области, а также Российской библиотечной ассоциацией (секция «Центральные библиотеки субъектов РФ»). В круглом столе приняли участие  известные  специалисты федеральных библиотек – РГБ и РНБ, региональных научных библиотек – Республики Чувашия, Тамбовской, Нижегородской, Брянской, Самарской, Рязанской, Белгородской областей, города Москвы.  Обсуждались  современные тенденции развития библиотечных методических служб, правовые аспекты, использование электронных коммуникаций, издательская деятельность.

Нормативно-правовую базу методической деятельности региональных библиотек составляют законы (федеральные и региональные), нормативные и правовые акты, положения, инструкции, регламентирующие в той или иной степени методические функции библиотек.[1] Её основой выступают федеральные законы.  В соответствии со ст. 20 ФЗ «О библиотечном деле» оказание методической помощи библиотекам является одной из функций центральных библиотек (далее, – ЦБ). В ФЗ №119 от 3 июня 2009 года эта задача подтверждена: «Центральная библиотека ….. обязана оказывать методическую помощь библиотекам».  Эта задача распространяется и на муниципальный уровень: «Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной библиотеки»[2].

Во многих субъектах Российской Федерации в течение второй половины 1990-х гг. были приняты собственные законы, регулирующие библиотечную деятельность[3]. Все региональные законодательства фиксируют обязанность ЦБ по оказанию методической помощи библиотекам  «своей» территории.  Анализ региональных библиотечных законов позволяет определить степень правового обеспечения этого направления деятельности ЦБ.

Из 63  региональных законов о библиотечном деле  в 41 (65%) методическая деятельность раскрыта с  той или иной степенью полноты, т.е. определяются её  основные  функции, цели, задачи. Среди основных функций методической работы ЦБ, которые определены  региональным  законодательством, в первую очередь следует назвать  управленческую и  организационную функцию.

Необходимо остановиться, прежде всего, на основных полномочиях и обязанностях государственной власти региона в сфере библиотечного дела, которые прописаны в законах и которые способствуют осуществлению функций методической деятельности:

1. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных стандартов и норм библиотечной деятельности, бюджетов и финансовой дисциплины в государственных библиотеках.

2. Разработка, утверждение и реализация областных государственных программ развития библиотечного дела.

3. Содействие сохранению и развитию библиотек региона в соответствии с областными социальными стандартами.

4. Реализация принципов государственной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий и льгот для работников библиотек.  Создание и финансирование областных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку работников библиотек.

5. Координация, взаимодействие библиотек всех видов и форм собственности. Обеспечение координации межрайонных, межгородских и межведомственных связей по организации библиотечного обслуживания.

6. Организация государственного статистического учета библиотек, организация единой библиотечной статистики, обеспечение ее достоверности, своевременности и открытости;

7. Поддержка развития библиотечного обслуживания социально и экономически не защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности и других).

8. Стимулирование путем материальной поддержки общедоступных библиотек негосударственных форм собственности, организующих бесплатное обслуживание населения области.

Остановимся на полномочиях органов власти  в сфере «Стандартов и норм библиотечного дела». Этот раздел присутствует в региональных законах в следующих  формулировках:

«Орган управления библиотечным делом области на основании предложений  ЦБ, согласованных с другими библиотеками области, вправе издавать стандарты и нормы, действующие на территории области и не противоречащие государственным стандартам и нормам».

          «На территории региона действуют государственные стандарты и нормы библиотечного дела для обязательного исполнения всеми библиотеками и предприятиями библиотечного дела независимо от форм собственности и порядка их учреждения».

«Стандарты обязательны для исполнения всеми библиотеками, независимо от форм собственности и порядка учреждения».

Приведем законы Вологодской и Московской областей, в которых  библиотечные и социальные нормативы даются в  развернутом виде:

Вологодская область -  Раздел «Областные нормативы библиотечного обслуживания населения»:         

1. Областные нормативы библиотечного обслуживания населения состоят из минимальных нормативов размещения библиотек с учетом численности населения и удаленности населенных пунктов друг от друга, размеров книжного фонда и нормативов ежегодной обновляемости фонда печатными изданиями, нормативов обеспеченности библиотеки помещениями для обслуживания населения.

2. Областные нормативы библиотечного обслуживания населения разрабатываются Администрацией области, утверждаются Законодательным Собранием и пересматриваются один раз в 5 лет.

Социальный библиотечный минимум Московской области (Статья 12):

1. Социальный библиотечный минимум Московской области устанавливается на срок не более 5 лет.

2. Положения социального библиотечного минимума Московской области распространяются на все общедоступные библиотеки, входящие в библиотечную сеть Московской области.

3. Объем финансирования общедоступных библиотек в Московской области определяется с учетом норм и требований социального библиотечного минимума Московской области.

4. Нормативы штатной численности работников государственных библиотек Московской области устанавливаются в соответствии с социальным библиотечным минимумом Московской области.

Реализация  на практике обязанности библиотек по разработке стандартов и норм, которые затем издает  «Орган управления библиотечным делом области на основании предложений  ЦБ»,  сталкивается со многими факторами, затрудняющими  их выполнение. Это – отсутствие специалистов соответствующего профиля, большая загруженность работников библиотек, занимающихся  методической работой, их немногочисленный состав и др. Кроме того, даже подготовленные ими документы не всегда легко внедрить в библиотечную деятельность. Типичный пример - «Модельный стандарт муниципальной (и межпоселенческой)  библиотеки», который до сих пор не принят в качестве нормативного документа органами управления библиотечным делом  во многих  регионах.

Следует отметить, что только в 20 законах о библиотечном деле (30% всех рассматриваемых законов) указаны полномочия органов государственных власти, способствующие осуществлению методической деятельности ЦБ. Это  отражается в таких формулировках:

 «Содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в сфере библиотечного дела, а также их финансирование»; 

 «Содействие организации и финансированию научно - исследовательской деятельности, методического обеспечения в области библиотечного дела»;

 «Содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела».

Как известно, некоторые из полномочий, закрепленные в региональных законах за органами государственной власти, на практике делегируются ЦБ и отражаются в направлениях их методической деятельности

Данная функция проявляется и фиксируется в региональных законах «О библиотечном деле» в следующих направлениях деятельности ЦБ РФ:

-        Разработка (участие  в разработке)  и реализация региональной библиотечной политики;

-         Разработка концепций, программ развития сферы библиотечного дела;

-         Мониторинг состояния и развития библиотечного дела в регионе;

-          Сбор и ведение  государственной библиотечной статистики;

-         Разработка (участие в разработке)  и внедрение законодательных документов, стандартов и норм, регулирующих библиотечную деятельность в регионе.

Анализ материалов законов показывает, что реализация управленческой и организационной функции ЦБ по данным направлениям  официально закреплена за ЦБ не во всех региональных законах.

Далее  рассмотрим два взаимосвязанных направления деятельности региональных библиотек, раскрывающих управленческую и  организационную  функцию ЦБ как методических центров в регионах.

  • Организация взаимодействия и координации библиотек, действующих на  территории региона;
  • Организация методической помощи библиотекам региона.

В большинстве  законов зафиксирована координирующая функция ЦБ по отношению ко всем библиотекам территории (Псковская, Томская, Тамбовская  области и др. регионы). В Тамбовской области: «Центральная библиотека  является научно-методическим центром в помощь работе библиотек области; центром, обеспечивающим координацию методической работы библиотек различных ведомств, учреждений и организаций».

В некоторых законах даются развернутые формулировки. Например, в Псковской области: «В целях наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек, рационального использования библиотечных фондов центральные библиотеки области оказывают методическую помощь другим библиотекам и осуществляют по отношению к ним координационные функции: обеспечение профессионального обмена опытом, осуществление взаимоиспользования библиотечных ресурсов через межбиблиотечный абонемент, сводные каталоги, автоматизированные базы данных, депозитарии».

В некоторых Законах определены  организационные формы взаимодействия библиотек.      Так, в законе Ивановской области, ст. 18 гласит: «Участие органов государственной власти области, органов местного самоуправления в обеспечении координации и кооперации библиотечного обслуживания. Координацию деятельности библиотек осуществляет областная и районные (городские) межведомственные библиотечные комиссии. МБК создаются областной администрацией и районными (городскими) органами местного самоуправления для выработки и реализации единой политики в сфере библиотечного дела…».

В  законе Иркутской области, ст. 27: «Библиотеки взаимодействуют посредством образования единых библиотечных систем, создания объединенных научных, методических центров, союзов, советов, иных органов и в других формах». Ст.30: «Порядок формирования, полномочия научных, методических центров, союзов, советов и иных объединений определяются положениями о них, утверждаемыми их учредителями».

В определенной степени выполнение функции ЦБ как координирующего центра  библиотечной жизни региона подтверждается и конкретизируется в таком разделе региональных законов как «Сфера действия настоящего закона». Его основная формулировка: «Действие настоящего Закона распространяется на библиотеки, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального, республиканского бюджета или средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации и Региона - на все библиотеки независимо от организационно - правовых форм и форм собственности».

Исключением в этой части являются законы  Республик Тыва,  Бурятия и Сахалинской области, в которых прописано, что действие  закона распространяется на все библиотеки, находящиеся на данных территориях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Функция ЦБ как межведомственного координационного центра  реализуется в оказании методической помощи библиотекам региона. В региональных законах зафиксировано: ЦБ является центром внедрения и развития современных информационных и библиотечных технологий в государственных, муниципальных и иных библиотеках области; центром сбора государственной библиотечной статистики; межведомственным координационным центром по проблемам организации и развития библиотечного дела региона. И  - отметим  - является центром методической деятельности для библиотек области и депозитарием краеведческих документов.      

Взаимодействие библиотек на региональном уровне осуществляют на основе программ развития библиотечного дела региона, совместных планов, договоров о сотрудничестве, межведомственных советов и профессиональных объединений.  Так, например,  Национальной библиотекой Бурятии разработано и утверждено Соглашение о корпоративном взаимодействии библиотек республики.

В некоторых законах прописаны направления деятельности библиотек, которые должны (могут)  учитываться при определении направлений методической деятельности.

Например, в законе Псковской области довольно подробно описываются следующие направления методической деятельности:

- содействие распространению просвещения, культуры, науки и информации;

- формирование и сохранение фонда документов на традиционных и нетрадиционных носителях информации на русском и других языках;

- организация библиотечно-информационного обслуживания пользователей;

- культурно-просветительская работа с целью развития различных форм общения и объединения читателей по интересам;

- установление связей с общественностью, поддержка общественных культурных инициатив, сотрудничество с другими образовательными, информационными и культурными учреждениями;

- обеспечение специализированного библиотечного обслуживания особых групп пользователей, в том числе детей и подростков, престарелых и лиц с физическими недостатками;

- выявление интересов и потребностей пользователей, поиск новых форм обслуживания и видов деятельности для их удовлетворения;

- осуществление хозяйственной деятельности, направленной на расширение сферы услуг, оказываемых библиотекой в рамках ее уставной деятельности.

Следует отметить, что в большинстве законов прописаны методические функции специальных центральных  библиотек. Эти библиотеки осуществляют методические и координационные функции по отношению ко всем библиотекам соответствующего профиля, а также другим библиотекам, обслуживающим соответствующие категории пользователей, представляют необходимую информацию в центральную библиотеку области. Так, Республиканская детско-юношеская библиотека Бурятии, имея в структуре Центр инновационного и методического обеспечения  деятельности библиотек республики, в рамках государственного задания  работает над предоставлением населению и библиотекам республики двух услуг:  комплектование, сохранность фонда документов и обслуживание пользователей; методическая помощь библиотекам Республики Бурятия.    

В Кемеровской области ЦБ совместно с областной библиотекой для детей и юношества, областной специальной  библиотекой для незрячих и слабовидящих работают по Сводному плану методического обеспечения деятельности публичных (общедоступных) библиотек Кемеровской области в 2011 году.  

Примером, как должна быть выстроена распределенная сеть методических центров региона, могут служить законы Приморского края, Брянской, Псковской и Тверской областей.       

Лишь в отдельных законах  указано, что «Центральная библиотека имеет право на получение от любой библиотеки соответствующей территории (отрасли) информации о ее работе по библиотечному обслуживанию» (Тамбовская область).   Отсутствие такого положения  в региональных законах затрудняет, сбор статистических данных  о библиотеках региона для Статистического наблюдения библиотек Российской Федерации.

Методическая деятельность  по оказанию методической помощи непосредственно самим государственным и муниципальным библиотекам региона  рассматривается как одна из основных видов деятельности ЦБ.

В связи с принятием ФЗ №119  «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле» в региональные законы «О библиотечном деле» вносились изменения и дополнения, в которых предусматривались полномочия ЦБ муниципальных образований как методических центров по библиотечному обслуживания населения. Включались в перечень видов библиотек  «поселенческая» и «межпоселенческая» библиотеки, при этом последняя наделяется  полномочиями по оказанию методической помощи  поселенческим библиотекам.

В условиях передачи полномочий по библиотечному обслуживанию органам местного самоуправления, ЦБ решают задачу сохранения методического влияния на межпоселенческие библиотеки своих регионов. Возникают договорные отношения ЦБ с органами власти муниципальных образований об оказании методической помощи библиотекам сельских поселений. Подписываются Соглашения между ЦБ и администрацией муниципальных образований с определением прав и обязанностей обеих сторон, в том числе обеспечение финансирования методической деятельности ЦБ, повышение квалификации сельских библиотекарей.

Такое Соглашение, например, существует между администрациями муниципальных образований и КГУ «Камчатская краевая научная библиотека им. С.П. Крашенинникова» по оказанию методической помощи библиотекам муниципальных образований Камчатского края. По этому Соглашению администрации обязуются выделять финансовые средства  библиотечным специалистам муниципального образования для повышения квалификации, включая курсы,  семинары, стажировки, выезды и другие мероприятия.

Однако документы, раскрывающие координацию методической работы в регионе, почти отсутствуют. В целях  совершенствования методической деятельности в регионах и его правового обеспечения возникает необходимость разработки  «Положения о системе методической деятельности в регионе». В качестве единичного примера подобного  документа можно привести  «Положение о единой областной методической службе библиотек  Самарской области».             

В целом следует констатировать,  что отражение методической деятельности в региональных законах позволяет придать её осуществлению правовой характер, утверждает ее статус  в качестве одного из главных направлений библиотечной деятельности. Однако следует признать, что декларативность формулировок часто не позволяет эффективно использовать  законы на практике.

Другим важным документом, раскрывающим в развернутом виде направления и содержание  методической деятельности ЦБ, являются  их Уставы. Во всех Уставах ЦБ научно-методическое обеспечение и организационно-методическое руководство библиотеками регионов рассматривается как один из основных видов деятельности.

В новой редакции Устава Ульяновской областной библиотеки (принят в январе 2011 года в связи с ФЗ-83) зафиксировано: Ульяновская ОБ – бюджетное учреждение, является преемником прежнего государственного учреждения культуры. Выполняет функции научно-методического, координационного и научно-информационного центра для всех видов библиотек, расположенных на территории области. К целям деятельности бюджетного учреждения относится научно-методическое руководство и координация деятельности муниципальных библиотек области. К видам деятельности – методическое руководство библиотек области и научно-методическое обеспечение собственной деятельности.

Республиканская библиотека Бурятии (в статусе автономного учреждения) в своем Уставе зафиксировала комплекс видов методической  деятельности:

  • осуществление научно-исследовательской, научно-методической, научно-информационной деятельности в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения с полномочиями координационного центра для библиотек всех систем и ведомств Республики Бурятия;
  • организация и руководство деятельностью Совета по координации деятельности библиотек Республики Бурятия;
  • осуществление методического руководства работой государственных, муниципальных библиотек Республики Бурятия;
  • организация внедрения результатов научных исследований по проблемам библиотечного дела, информационного обеспечения, автоматизации библиотечно-библиографических процессов, изучение их эффективности, публикация материалов исследований в специальных периодических изданиях, научных сборниках;
  • выявление, обобщение и внедрение инновационных технологий, передового опыта в практику работы библиотек, изучение эффективности его внедрения;
  • организация повышения квалификации библиотечных кадров Республики Бурятия всеми доступными формами и методами;

Вместе с тем, следует признать, методическая деятельность во многих регионах региональными Законами  официально ЦБ  не делегированы.  В этой связи  выполнение ЦБ методической работы значительного объема, не имеет правовой защиты и должно обязательно регулироваться специально разработанными Положениями, решениями и приказами органов государственной власти, договорами  и т. п. документами. Особенно важно создавать такого рода нормативно-правовую базу в связи  с работой библиотек  в условиях ФЗ-83.

При обновлении и совершенствовании  региональных законов, необходимо учитывать опыт   ряда  регионов, которые  успешно используют свои обновленные законы  как защитный правовой механизм.  Это характерно для Алтайского края, Архангельской, Брянской, Московской областей.

Следует отметить попытку Ульяновской области  оформить свои отношения с муниципальными органами в сфере библиотечного дела на основе создания  «Положения о кураторстве библиотек области». В нем  определено кураторство государственных и муниципальных библиотек Ульяновской области государственными и муниципальными государственными служащими. Куратор закреплялся за  библиотекой для оперативного  решения проблем библиотеки, обеспечения координации деятельности органов местного самоуправления, повышения эффективности взаимодействия между отделом культуры муниципального образования, органом местного самоуправления, Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области.

Следует отметить опыт Курганской области, принявшей специальный Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области в области библиотечного дела». В 2010 году Центральной государственной библиотекой Омской области подготовлен и представлен в Министерство культуры Омской области проект закона Омской области «Об организации библиотечно-информационного обслуживания населения Омской области государственными библиотеками Омской области, комплектовании и обеспечении сохранности их библиотечных фондов».

Региональное библиотечное  законодательство является фундаментом для формирования муниципального уровня нормативно-правовой документации, которая в настоящий момент находится на начальном этапе формирования. В муниципальных образованиях появляются положения об организации библиотечного обслуживания, различного рода приказы и решения по вопросам библиотечной деятельности. Несмотря на то, что в региональных законах прописаны статус и функции (в т.ч. методические)  библиотек муниципальных образований, подробного раскрытия требуют функции муниципальных библиотек разных уровней: статус межпоселенческой библиотеки; роль и значение ЦБС; координирование  библиотек, расположенных на территории района, сбор статистических данных о деятельности библиотек поселений и другие не менее значимые вопросы.   

Следует помнить о трансформации регионального правового поля библиотечной отрасли с учетом норм ФЗ №122 (вопросы компетенции органов власти регионов) и вступлением в силу ФЗ №131, ряда других законов по организации местного самоуправления. По данным МК РФ  только 70% субъектов  РФ привели региональные нормативные акты в соответствие с действующим федеральным законодательством.

 Большой вклад в эту работу внесли ЦБ и их методические службы. С помощью региональных библиотечных законов многим регионам удалось успешно урегулировать проблемы, порожденные реформой местного самоуправления. Методическими центрами накоплен большой опыт работы в этом направлении, созданы пакеты нормативных документов, обеспечивающих деятельность муниципальных библиотек в условиях ФЗ-131. Эта работа продолжается и сегодня, находясь постоянно в центре внимания методических служб ЦБ.   Несомненно, этот опыт можно будет  использовать при реализации ФЗ-83.

Как известно, ФЗ-83 вступил в силу с 1 января 2011 года и на период до 1 июля 2012 года установлен переходный период. В новых правовых условиях бюджетные и автономные учреждения  строят свою деятельность на основе формирования и выполнения государственного задания на оказание услуг с указанием объемов деятельности, перечней услуг и требований к их качеству. 

Приказ МК РФ от 9 июля2010 г. № 391 «Об утверждении перечня государственных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, подведомственными МК РФ, применяемого для формирования государственного заказа», перечисляет 9 библиотечных услуг, которые можно принять в качестве примерного стандартного  перечня и для региональных библиотек.  Осуществление методической деятельности  включено в состав этих  услуг: «Ведение научной и методической работы в области библиотековедения,  библиографоведения и книговедения».  

В перечень услуг научной и методической работы в более широкой интерпретации могут быть включены:

- Разработка нормативно-правовой  и методической документации для библиотек  (справки, методические инструкции, рекомендации, проекты нормативно-правовых актов и др.).

- Экспертно-консультативные  и методические услуги  в сфере библиотечного дела (консультации, экспертизы, рецензирование публикаций, научных трудов, концепций, произведений печати, изоматериалов).

- Повышение квалификации, профессиональная переподготовка кадров библиотек  (спецкурсы, стажировки, мастер-классы, тренинги).

- Научные исследования по раскрытию коллекций,  фондов, введение документов в научный оборот.

- Организация (проведение) коллективных форм научной и методической деятельности в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения на научных мероприятиях (конференций, семинаров, круглых столов и т.п.).

- Создание и распространение информационно-аналитических, научных, методических материалов; обобщающих результаты научной и методической работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения.

По приказу МК РФ № 659 от 25 октября 2010 г. определен «Базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия». Пункт 11 озаглавлен «Методическая деятельность в установленной сфере деятельности». Ориентируясь на этот приказ, ряд регионов составляют свои перечни государственных услуг (работ), оказываемых государственными учреждениями. Так в Чувашской Республике, в качестве основных видов деятельности  предусмотрена услуга -  «Методическая работа…», которая характеризуется следующими показателями:

1. Динамика количества участников методических и координационно-учебных мероприятий по сравнению с предыдущим годом.

2.  Доля методик, программ, доведенных до потребителей, от общего количества разработанных методик, программ.

Одна из проблем  сегодня – это  отсутствие  государственных стандартов на отдельные виды деятельности библиотек, в том числе на методическую работу.    

По постановлению Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года  № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» Министерство культуры издало приказ «Порядок  определения нормативных затрат на оказание федеральными библиотеками, подведомственными министерству культуры российской федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества». Определение затрат на выполнение методической работы идет по двум направлениям:

- организация (проведение) коллективных форм научной и методической деятельности в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения (конференций, семинаров, круглых столов);

- подготовка и выпуск социально-значимых изданий, переиздание книг, имеющих воспитательное и просветительское значение.        

В  ЦБ регионов уже начата работа по составлению регламентов, паспортов, стандартов качества оказания научно-методических и консультативных услуг библиотекам. Это ЦБ Самарской области, Республики Алтай, Краснодарского, Красноярского краев и других регионов.  Данные документы можно найти на сайтах МК, управлений культуры этих регионов, в разделе «Реформа бюджетной сферы» Базы данных  РНБ «ЦБ РФ» (http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/).

Специалисты по проблемам библиотечного законодательства свидетельствуют о том, что в настоящее время в стране происходит последовательное сокращение сферы специального законодательства и наблюдается  расширение сферы применения кодифицированных отраслей права. Это приводит к тому, что применение федерального и региональных законов «О библиотечном деле» при решении вопросов деятельности библиотек стало все больше сокращаться  из-за перекрытия его нормами кодифицированных законодательств – гражданским, налоговым, бюджетным, административным.[4]

На фоне тенденции сокращения специализированного законодательства  возрастает значимость общественно-профессиональных рекомендательных норм, принимаемых Российской библиотечной ассоциацией. Фактически они выполняют функции саморегулирования библиотечной отрасли. Вот некоторые из них: Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки; Манифест РБА о публичной библиотеке; Руководства по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ и муниципальных библиотек; Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных муниципальных библиотек.                  

            Назревает необходимость в разработке документа о методической деятельности ЦБ - «Руководства по методической деятельности  центральной библиотеки субъекта РФ (области, края»), которое  может быть принято РБА в качестве рекомендательной нормы.  Цель такого Руководства -  упорядочение методической деятельности центральных библиотек субъектов РФ, закрепление сложившихся в библиотеках эффективных форм и методов методической работы на региональном уровне.

Опубликовано в журнале «Библиотечное дело», 2011, №21, С.36-41.



[1] Использованы материалы, размещенные на сайтах  администраций регионов РФ, МК  РФ, управлений культуры  регионов РФ  ЦБ РФ, в Базе данных РНБ «ЦБ РФ». http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/

[2] ФЗ РФ от 3 июня 2009 года № 119 № «О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле"» // Российская газета. 10 июня 2009.

[3]  Для анализа  материалов (текстов) Законов использован электронный ресурс «Законодательство субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела» http://www.rba.ru/or/od/law/zakon/index.html

[4] Фирсов В. В. Законодательное обеспечение деятельности библиотек в современных условиях // Библиотечное   дело. 2008. №21.  С.13