1978
1k
Biblio_2007
biblioteka-readers-300
center
f01a
fasad
Fasad2
fasad_0_m
fasad_2
gl_korp
headerpics_pic1_21042008152614
image_preview
lib-winter-300
lib2
lib4
library_2
new_pa1
self
splash_library
spring_web
tn_f44-a
top1b
zd00
zdan8a1
20 | 10 | 2019

Регистрация



Редактирование учетной записи


ФИО  *
Ник
Организация
E-mail  *
Логин  *
Пароль  *
О себе
Аватар
No user

Координационный совет - Немирович Светлана Николаевна

Немирович Светлана Николаевна

Директор Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко


Образование, ученая степень и звание

Высшее. Одесский Государственный экономический университет.

Кандидат экономических наук, доцент

Трудовая деятельность

1989 – 2014 гг. — занимала различные государственные должности

С декабря 2014 г. – ГБУК РК «КРУНБ им. И. Я. Франко».

Область научных интересов

- управление персоналом,

- управление библиотечным делом.

Актуальное направление деятельности

- развитие современных направлений деятельности общедоступных библиотек;

- развитие гражданского общества.

Почетные звания и государственные награды

Заслуженный работник в сфере услуг Автономной Республики Крым

Отличительный знак главы Республики Крым «Часы от Главы Республики Крым»

e-mail:nemirovich@crimealib.ru

Текст для обсуждения - тест

Данная страница находится в режиме разработки

 

Новые нормативы по размещению библиотек

Опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2017 № 95-р, которое вносит изменения в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 № 1063-р.

Прежде всего, следует отметить, что весь 2016 год для библиотечного сообщества прошел под знаком мониторинга сети общедоступных библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации (МК РФ) в связи с разработкой и утверждением различных вариантов нормативов по размещению библиотек:

  • «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» − утверждены распоряжением МК РФ от 29 апреля 2016 №  Р-547; ДОКУМЕНТ ОТМЕНЕН распоряжением МК РФ от 27 июля 2016, № Р-948)
  • «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» − утверждены распоряжением МК РФ от 27 июля 2016 г., № Р-948. ДЕЙСТВУЮЩИЙ ДОКУМЕНТ.
  • Проект распоряжения Правительства РФ «Об утверждении изменений, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, рекомендованные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р по разделу «культура» (проект разработан   МК РФ, разослан в регионы 1 октября 2016 г.).

На все варианты нормативов специалисты НМО РНБ, опираясь на региональные данные и отзывы библиотек – методических центров, подготовили и направили в МК РФ предложения и заключения. Наибольший резонанс в профессиональном сообществе вызвал проект изменения правительственных нормативов. Предложения по их корректировке были направлены в МК РФ от РНБ и РБА, отражены в резолюции Ежегодного совещания руководителей региональных и федеральных библиотек (Москва, 18 – 19 октября 2016), обсуждались на встрече генерального директора РНБ А.И. Вислого с руководителями областных библиотек (Санкт-Петербург, 2 декабря 2016).  

Сравнивая утвержденные правительственные нормативы по обеспеченности населения библиотеками с теми, которые предлагались на стадии проекта, можно сказать, что усилия библиотечного сообщества были не напрасны, отдельные предложения в той или иной мере были учтены:

- на уровне субъекта РФ нормативы допускают наличие юношеской библиотеки: «при наличии специализированных фондов для юношеской библиотеки на территории субъекта Российской Федерации могут создаваться юношеские библиотеки»;

- на уровне городского округа: 1) снижен норматив по общедоступным библиотекам – 1 на 20 тыс. человек (в проекте – 1   на 25 тыс.); 2) для городского округа менее 20 тыс. человек к расчету принимается 1 сетевая единица на 10 тыс. человек (в проекте норматив отсутствовал); 3) для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. человек (в проекте – отсутствовал); 4) снижен норматив по детским библиотекам – 1 на 10 тыс. детей (в проекте – 1 на 15 тыс. детей)

- на уровне городского поселения: 1) снижен норматив по общедоступным библиотекам с детским отделением –1 библиотека с детским отделением на 10 тыс. человек (в проекте – 1 на 15 тыс. чел.); 2) если городское поселение менее 5 тыс. человек, к расчету принимается 1 библиотека на 3 тыс. жителей (в проекте - отсутствовал).

Ряд нормативов, заложенных в проекте, сохранены без изменений в утвержденных правительственных нормативах, они ухудшают ситуацию с обслуживанием населения, так как ведут к сокращению библиотечной сети в сравнении с нормативами, действовавшими до 26 января 2017 года. Так, «сельский филиал общедоступной библиотеки может обслуживать как один, так и несколько населенных пунктов, население которых по совокупности составляет 1 тыс. человек» (предложение РБА и РНБ – 500 человек). Кроме того, в городском поселении не предполагается наличие самостоятельной детской библиотеки (предложение РБА и РНБ – 1 детская библиотека на 4-5 тыс. детей).

Новые социальные нормативы по обеспеченности населения библиотеками могут привести к закрытию сельских библиотек, находящихся за пределами административного центра сельского поселения; к реорганизации самостоятельных детских библиотек в структурные подразделения общедоступных библиотек. Детские библиотеки останутся только в крупных административно-территориальных единицах – на уровне субъекта РФ, городского округа и муниципального района.

Важно отметить введение нового социального норматива, который дан в одном ряду с библиотеками-сетевыми единицами. Это «точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам». Норматив «привязан» к административно-территориальным уровням субъекта РФ. Так, на уровне самого субъекта РФ предусмотрены две точки доступа (при трех библиотеках в субъекте с населением в административном центре от 150 тыс. человек), на уровне городского округа – две, на уровнях муниципального района, городского поселения и сельского поселения – по одной на каждом. Из этого следует, что не каждая библиотека в соответствии с нормативами, должна иметь «точку доступа» к полнотекстовым информационным ресурсам. Утвержденный норматив не в полной мере соответствует задаче, поставленной Правительством РФ по итогам заседания 9 ноября 2016 года: рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации завершить до 2019 года реализацию мероприятий по подключению 100% библиотек к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью обеспечения доступа пользователей библиотек к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека».

Уважаемые коллеги!

Обращаем ваше внимание, что принятые правительством изменения, по сути дела, вводят новые социальные нормативы по обеспеченности населения библиотеками. НМО РНБ считает важным оперативно провести мониторинг возможных последствий применения этих нормативов во всех субъектах РФ с целью их апробации и разработки предложений для МК РФ к Плану по перспективному развитию общедоступных библиотек страны в соответствии с решениями Правительства РФ по итогам обсуждения вопроса о состоянии библиотек в Российской Федерации (протокол заседания Правительства РФ от 09 ноября 2016 г. № 36, п. 3).

 

Ваши соображения направляйте С.А. Басову и М.Б. Аврамовой: basov@nlr.ru; avramova@nlr.ru

 

 

Запрос в регионы

Методический отдел РНБ, во многом благодаря предоставленной вами информации, оперативно направлял в МК РФ и иные инстанции свои заключения и предложения, но кардинально исправить ситуацию так и не удалось. 26 января текущего года   опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2017 № 95-р, которым внесены изменения в  социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 № 1063-р. (Раздел «Культура»).  

Фактически сейчас все субъекты РФ решают важную задачу по оценке новых нормативов применительно к региональным особенностям, но уже первые отклики говорят о том, что потерь не избежать (прежде всего, на селе).

В РБА поступило обращение Общественной палаты РФ, которая получила жалобы ряда региональных Общественных палат. Специалисты НМО РНБ готовят экспертное заключение на новые нормативы. Мы хотим комплексно подойти к вопросу об оценке последствий внедрения новых социальных нормативов Правительства РФ, показать необходимость обязательного учета региональных особенностей (характера расселения, территориальной удаленности и т.п.), доказать необходимость разработки и утверждения в регионах собственных социальных нормативов. Здесь уместна аналогия с обязательным переходом от перечня базовых услуг к ведомственным, которые и служит основой для регионального госзадания. При этом необходима сравнимая информация по регионам в едином формате. Понимая вашу загруженность, тем не менее, просим вас подготовить такую информацию в соответствии с прилагаемой формой (Приложение 1).

По итогам мониторинга возможных последствий использования новых  нормативов специалистами РНБ будет подготовлена информация для участников Всероссийского библиотечного конгресса (Красноярск, 2017) и Ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России (Санкт-Петербург, 2017 г.).

Мы будем рады комментариям, как в вашем субъекте учредители государственных и муниципальных библиотек подходят к вопросу использования новых социальных нормативов Правительства РФ.

Ваши соображения направляйте по адресу basov@nlr.ru.

С признательностью
Зав.НМО РНБ      
С.А.Басов

Мониторинг использования новых нормативов обеспечения населения общедоступными библиотеками

Российская национальная библиотека по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации проводит мониторинг использования новых нормативов обеспечения населения общедоступными библиотеками


Научно-методический отдел Российской национальной библиотеки (НМО РНБ) по согласованию с Министерством культуры РФ (Письмо зам. Министра культуры РФ В.В.Аристархова от 30.03.2017) осуществляет мониторинг использования новых социальных нормативов обеспечения населения общедоступными библиотеками (утверждены распоряжением Правительства РФ 26 января 2017 года). Мониторинг проводится в рамках всероссийской научно-исследовательской работы РНБ «Актуальные проблемы трансформации региональных библиотечных систем в информационном обществе».


Основой для осуществления мониторинга являются региональные прогнозы о возможных изменениях, которые могут произойти в сети общедоступных библиотек при внедрении нормативов в субъектах РФ. НМО РНБ направил в центральные библиотеки субъектов РФ специальный опросный лист для составления прогнозов. Для формирования целостной картины возможных трансформаций и дальнейшего наблюдения за фактическими изменениями сети библиотек страны необходимо подготовить прогнозы по всем субъектам РФ. Полученные прогнозы направляются С.А. Басову (basov@nlr.ru) и публикуются на сайте проекта.


Обсуждение возможных последствий использования новых нормативов будет проведено на Общероссийском библиотечном конгрессе (Красноярск, 2017). Итоги мониторинга будут представлены участникам Ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России (Санкт-Петербург, 2017 г.) и Форума публичных библиотек (Санкт-Петербург, 2017 г.).


На основе полученных прогнозов специалисты НМО составляют заключения, которые доводятся до сведения органов власти и федерального и регионального уровней, а также и иных заинтересованных организаций.

Заключение на новые социальные нормативы обеспеченности населения общедоступными библиотеками

РБА подготовила Заключение на новые социальные нормативы обеспеченности населения общедоступными библиотеками по обращению Общественной палаты РФ


В Российскую библиотечную ассоциацию обратилась Общественная палата Российской Федерации с просьбой высказать профессиональную позицию по вопросу реализации Методических рекомендаций субъектам РФ и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры.


Основанием для обращения послужили письма региональных Общественных палат Республики Карелия и Кемеровской области, в которых говорилось о том, что внедрение новых нормативов может привести к значительному сокращению количества общедоступных библиотек (прежде всего, на селе) и оставить население многих населенных пунктов без библиотечного обслуживания.


Специалисты Российской национальной библиотеки подготовили Заключение на новые социальные нормативы обеспеченности населения общедоступными библиотеками, которое с сопроводительным письмом президента РБА В. Р. Фирсова направлено в Общественную палату Российской Федерации.

Мониторинг использования социальных нормативов

 Уважаемые коллеги!

При активном участии центральных региональных библиотек научно-методический отдел Российской национальной библиотеки (НМО РНБ) осуществляет мониторинг использования новых социальных нормативов обеспечения населения общедоступными библиотеками (утверждены распоряжением Правительства РФ 26 января 2017 года).


Этот мониторинг ведется по согласованию с Министерством культуры РФ (Письмо зам. Министра культуры РФ В.В. Аристархова от 30.03.2017).


На начальном этапе были собраны региональные прогнозы о возможных изменениях, которые могут произойти в сети общедоступных библиотек при полном внедрении новых нормативов в субъектах РФ. На основе прогнозов, полученных из 47 регионов, НМО РНБ подготовлены заключения и материалы, которые были направлены в Минкультуры РФ, в Общественную палату РФ (по запросу в РБА), в Комитет Госдумы по культуре к Парламентским слушаниям 13.07.2017.


В настоящее время необходимо решить следующую важную задачу: наладить мониторинг применения новых социальных нормативов на местах (утвержденных, как Правительством РФ, так и органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления). Эта задача остро прозвучала на Ежегодном совещании руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России (СПб, 14–16 ноября 2017 г.). В ходе дискуссии о внедрении новых нормативов Генеральный директор РНБ А.И. Вислый высказал такое соображение: «Почти год, как нормативы утверждены, но нам неизвестны факты закрытия библиотек на основании применения данных нормативов. Чтобы добиваться внесения изменений в нормативы, нужно оперировать конкретными решениями. Где документы о закрытии библиотек?». В своем выступлении зам.министра В.В.Аристархов сказал, что нормативы правительства определяют минимальный уровень обеспеченности регионов учреждениями культуры: «…Что важно? Были опасения, что этот документ станет обоснованием массового закрытия библиотек. Мы такого явления не наблюдаем. Это минимальный норматив. Цель его – обратная. В том, что там, где меньше библиотек, там их нужно открывать. Мы мониторим ситуацию и не допускаем закрытия. Наоборот, мы настаиваем, чтобы открывали библиотеки…».


Коллеги! только вы в своих регионах знаете реальную ситуацию! Поэтому мы настоятельно просим вас методично собирать полную информацию о закрытии, реорганизации и открытии общедоступных библиотек, и направлять ее в НМО РНБ (в виде решений учредителей-органов власти) со своими комментариями.


Коллеги, ждем от вас данные о трансформации библиотечной сети за 2017 год, а также оперативную информацию о подобных решениях в 2018 году. Прилагаю бланк для отражения информации и пример по его заполнению.


Письма направляйте мне basov@nlr.ru  или заведующей сектором НМО – Аврамовой Маргарите Борисовне avramova@nlr.ru .
Заранее признательны за ваш мониторинг ситуации.

 

С.А. Басов,
Зав научно-методическим отделом
Российской национальной библиотеки

С днём библиотек!

27.05.18

Библиотечная статистика: 2016 год

Декабрь: о новом приказе Росстата

Приказом Росстата № 764 от 07.12.2016 утверждена новая форма государственной статистической отчетности 6-НК. Изменения в самой форме специалистами РНБ не обнаружены, за исключением поправок в сроках предоставления отчетности: для библиотек – до 20 января (было до 15 января), для органов исполнительной власти – до 1 марта (было до 30 апреля).

В Указаниях по заполнению имеются поправки:

- добавляются организации, заполняющие форму. К библиотекам различной ведомственной принадлежности добавляются библиотеки различных форм собственности, в т. ч. частные;

- предусматривается возможность делегирования юридическим лицом полномочий по заполнению формы обособленным структурным подразделениям, даются указания по оформлению кодовой части формы;

- в части, касающейся оформления кодовой части формы, при заполнении формы юридическим лицом вносится корректировка относительно уведомления о присвоения кода ОКПО, которое публикуется на портале Росстата http://statreg.gks.ru.

Комментарий. Пока получается так, что все усилия библиотечного сообщества по совершенствованию формы 6-НК не были востребованы Министерством культуры РФ. У нас нет комментария Министерства о предложениях библиотечного сообщества. По словам Л.Зайцевой, опубликованным в Фейсбуке, «…из ГИВЦа пришел официальный ответ на официальный запрос РГБ: ГИВЦ, считает целесообразным внесение изменений, начиная со статистической отчетности за 2017 год...". Если учесть информацию с заседания коллегии МК РФ, то нас ждут в 2017 году кардинальные перемены, связанные с желанием Министерства ввести интерактивное заполнение статистических форм всеми организациями без заполнения Свода. Это предложение обсуждалось на конференции в Санкт-Петербурге «Методическая служба между молотом и наковальней». Предлагаем вашему вниманию презентацию доклада М.Аврамовой «Как считать библиотеки».

 

Май: новые предложения по учёту сети общедоступных библиотек

На Всероссийском библиотечном Конгрессе РБА в Калининграде профессиональному сообществу были представлены предложения научно-методического отдела РНБ о внесении изменений в Свод годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры. Предложения выработаны на основе данных мониторинга трансформаций сети государственных и муниципальных общедоступных библиотек.

На наш взгляд, предлагаемые изменения могут обеспечить адекватность государственной статистики реальному положению дел в библиотечной сфере, а также позволяют уйти от региональных подходов в подсчете библиотек и прийти к единообразию. Только в этом случае официальная статистика будет отражать объективную картину организации библиотечного обслуживания в каждом регионе и стране в целом.

Предлагаем ознакомиться с нашими предложениями, с презентацией «Библиотечная статистика: в поисках оптимальных решений», статьёй М. Б. Аврамовой "Библиотечная статистика: в поисках оптимальных решений" и выслать свое мнение. Ждем ваши предложения по адресу - avramova@nlr.ru 

 

Библиотечная статистика: 2017 год

Предложения Российской национальной библиотеки по внесению изменений в формы федерального статистического наблюдения за общедоступными библиотеками.

Приложения:
№1. Предложения по внесению изменений в форму федерального статистического наблюдения № 6-НК.
№2. Обновленная форма федерального статистического наблюдения № 6-НК (проект)
№3. Предложения по внесению изменений в Свод годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры России.

Библиотечная статистика: 2018 год

New! Приказом Росстата от 08.11.2018 № 662 утверждена новая форма отчетности 6-НК. Внесены изменения в пять из семи разделов:

  • материально-техническая база (исключен показатель по числу копировально-множительной техники для пользователей библиотеки),
  • формирование библиотечного фонда на физических (материальных носителях) информации (включен показатель по количеству книг в общем количестве печатных и неопубликованных документов),
  • число пользователей и посещений библиотеки (включены показатели работы КИБО),
  • библиотечно-информационное обслуживание пользователей (исключен показатель по количеству изготовленных для пользователей копий документов и включены показатели по культурно-массовым мероприятиям),
  • поступление и использование финансовых средств (показатели приведены в соответствие с требованиями бухгалтерской отчетности).

14 ноября в Санкт-Петербурге состоялась III Всероссийской научно-практической конференции «Методическая служба современной публичной библиотеки, на которой отдельным блоком рассматривались вопросы статистического учета деятельности библиотек, в т. ч. в режиме онлайн в АИС «Статистическая отчетность отрасли» на сервере отраслевой статистики Главного вычислительного центра (ГИВЦ) Минкультуры России.

В докладе зав. сектором НМО РНБ М. Б. Аврамовой «Библиотечная статистика: все ли проблемы решены?»  были освещены положительные изменения в федеральном статистическом наблюдении за общедоступными библиотеками при переходе на новый порядок отчетности в 2018 году. При этом акцентировалось внимание на том, что осталась нерешенной основная проблема библиотечной статистики, обусловленная трансформациями сети, – это полный учет числа библиотек России и показателей их деятельности. По-прежнему актуальны предложения, сформулированные НМО РНБ, среди них: дополнение сводных данных показателями о деятельности библиотек всех типов, независимо от их правового положения и статуса; отражение в сводах разных видов библиотек, действующих в составе организаций, осуществляющих библиотечную деятельность (свыше 5 тысяч).

В ключевом докладе руководителя Управления статистики и аналитики ГИВЦ Минкультуры России С.С. Мокрова «Система единого статистического учета на территории Российской Федерации» обстоятельно и подробно были раскрыты следующие вопросы: общие принципы статистического учета в проекции на отчетность общедоступных библиотек по форме 6-НК; разработка и внедрение многоуровневой информационной системы сбора и обработки информации с использованием WEB- технологий; типовые ситуации и проблемы, выявленные в результате сбора сведений по форме 6-НК в 2018 году; ожидаемые нововведения.

С материалами конференции (статьями, презентациями) можно ознакомиться на сайте организатора – Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского.

Опыт регионов
Последние обновления
Колонка руководителя проекта

Басов Александр Сергеевич

  • О методической работе в базовом отраслевом перечне услуг и работ «Культура, кинематография, архивное дело, туризм»

    Подробнее...

  • Минкультуры России о развитии сети библиотек: новые проекты, распоряжения и приказы

    Подробнее...

  • Почему закрываются библиотеки?

    Подробнее...

  • О трансформации государственных библиотек субъекта Российской Федерации

    Подробнее...

  • Новый приказ Росстата о форме 6-НК

    Подробнее...

  • С НЭБа на землю

    Подробнее...

  • О правовом обосновании методических услуг (работ), выполняемых государственными (муниципальными) библиотеками

    Подробнее...

  • Научно-методическая деятельность ЦБ субъекта РФ. Примерное положение

    Подробнее...

  • Библиотекам Хакасии требуется помощь!

    Подробнее...

  • 2014-2015: От итогов - к задачам!

    Подробнее...

  • Методист - это звучит гордо!

    Подробнее...

  • Полномочия, идеология, управление: к обсуждению "Основ государственной культурной политики"

    Подробнее...

  • Дорогие друзья!

    Подробнее...

bannerCLRF.nlr.ru

Вставить наш баннер на ваш сайт

© Российская национальная библиотека, 2014-2019